По данным Росстата в Российской Федерации с населением больше 140 миллионов человек насчитывается 25 миллионов рыбаков и это только те кто состоит официально в обществе охотников и рыболовов. Есть еще рыболовы любители, которые не состоят нигде, но от случая к случаю все же сидят с удочкой у реки или озера. Есть и те, кто просто ради отдыха на воде приобретает себе маломерное судно. А значит вопрос реформирования системы природоохранного законодательства в области водных ресурсов касается почти четверти всего населения страны, если не больше. В последнее время реформирование природоохранной отрасли идет только по одному пути, увеличения штрафов и взимания дополнительных платежей, а иногда и предложение передачи водоемов в частные руки, как это было 2010 году.
Необходим новый комплексный подход к решению проблемы оскудения рыбных запасов, ухудшения экологической обстановки водоемов, увеличению числа правонарушений. Этот комплексный подход обязан включать в себя реформирование уже существующих контрольно-надзорных органов на водоемах в единую систему не только пресечения уже совершенных правонарушений и преступлений, но и воспроизводство биологических ресурсов. На данный момент на водной глади рек и озер нашей страны действует множество органов с контрольно-надзорными функциями. Прежде всего, сотрудники различных подразделений полиции: водной полиции, линейного отдела на водном транспорте и моторизированной роты ОМОН.
Проблемы начинаются, когда дело доходит до рассмотрения полномочий каждого ведомства. Следовательно, речь о регулярном патрулировании водоемов с целью пресечения правонарушений не идет. Отделы загружены иной работой на стратегических объектах, таких как ж/д станции и морские порты.
ГИМС занимается надзором за маломерными судами и безопасностью перевозки пассажиров, но в случае встречи с актом браконьерства инспектор не может предпринять никаких действий, т.к. надзор в этой области не отнесен к его полномочиям.
Инспекция рыбоохраны, согласно ф.з. «О рыболовстве и об охране водных биоресурсов» не предусматривает право инспектора на остановку маломерного судна на ходу, об этом нам сообщает статья 43.3. Но у данной службы имеется полный перечень прав по ведению административных дел и сбору материалов для возбуждения уголовных. Хотя сами уголовные дела вынуждены возбуждать и расследовать ОВД. Т.е. люди, которые к водоему имеют весьма далекое отношение.
Вот и получается, что отдельно три надзорных ведомства существуют в половинчатых состояниях. Вынуждены объединяться и проводить совместные рейды только для того, чтобы провести полный комплекс выявления правонарушений и преступлений. Для простого гражданина, попавшего на водоем, появление единой правоохранительной службы, контролирующей ситуацию гораздо облегчило бы жизнь.
Искоренив неясности с полномочиями и к кому обращаться за помощью в разрешении различных ситуаций. В состав вновь образуемой структуры должны войти все три ведомства. Таким образом, сократится руководящий аппарат управлений и будет сэкономлен бюджет. Сократится расход на сопутствующие материальные средства (запасные части, оснастку) и суда. Вместо 3 патрулей разных ведомств достаточно будет одного. И так, оставшиеся подразделения водной полиции, войдя в состав вновь образуемой структуры должны взять на себя обязанности по ведению оперативно-розыскного мероприятия, дознанию, следствию. ГИМС, войдя во вновь образуемую структуру должна взять на себя функции охраны общественного порядка патрульной службы по исполнению административного законодательства. По сути, ГИМС будет заниматься тем же, только с полным спектром полномочий по выявлению всех видов преступлений и правонарушений.
Только создав такую структуру, которая комплексно будет решать вопросы водоема, можно восстановить численность водных биоресурсов и снизить число правонарушений в области природоохранного и общеюридического законодательства.