Найти тему

Марафон-600 до Волги и обратно (4)

По дороге домой

Возвращаюсь в Воскресенское и по знакомой дороге идущей в подъём покидаю этот прибрежный посёлок, с которым толком не успел ознакомиться. Замечаю, что ехать легко потому что меня подгоняет сильный попутный ветер. Эх, до конца бы так!

Пора бы одеться теплее и достать налобный фонарь. Так я смогу видеть показания велокомпьютера и лучше ориентироваться в темноте и в постоянных хитросплетениях дефектов асфальтового покрытия. Жду, когда по ходу движения появится удобное место. Долго ждать не пришлось. Вот, остановка, представляющая собой сооружение из двух бетонных плит соединенных вверху под острым углом и с задней стенкой. Всё это слегка напоминает жилище индейцев — вигвам. Зачем она здесь? Ведь рядом ни жилья, ни поворота не видно.

Останавливаюсь, завожу внутрь велосипед и ставлю у стенки. Скамейки здесь нет, её уже давно утащили. Да, ладно! Сначала достаю налобный фонарь, чтобы всё было лучше видно. Начинаю надевать на себя всю одежду, что везу с собой.

Только было, закончил это занятие, слышу, как проехавшая мимо легковушка остановилась и сдаёт назад. Из машины выходит молодой парень и интересуется: «Случилось что? Нужна помощь?» — «Нет, — отвечаю, — спасибо. Сейчас оденусь и дальше поеду» — «Ну, ладно. Счастливого пути!» — «Спасибо, что поинтересовались. А то, всякое ведь может случиться в темноте» — «Удачи Вам!». Парень сел в машину и поехал.

Но мне поехать не довелось. Совершенно внезапно хлынул дождь, рванул ветер, но так, что стал встречным, закачались деревья, засверкали молнии и загрохотал гром! Гроза жуткая! Вот это да!

Желание остаться в основном было продиктовано встречным ветром. Иначе, пожалуй, поехал бы. Но нарисовался другой вариант.

Достаю из заднего багажника мешок из плёнки покрытой алюминиевой фольгой и лезу в него. На берёзовое брёвнышко кладу наколенник. Это под голову. Второй наколенник под спину. Тепло и комфортно. Вся одежда, перчатки и велотуфли на мне и абсолютно не мешают. Пол на остановке оказался не холодным. Лежу, смотрю сквозь полупрозрачную плёнку на небо. Вижу сверкающие молнии, наклонённые ветром деревья, слышу частые раскаты грома. Но меня это не достаёт.

Вижу, как рядом останавливается машина, которая уже здесь была, выходит тот же парень, останавливается и пытается разглядеть и понять, что же на остановке произошло? Велосипед он, конечно, видит. А меня, нет. Я пошевелился. Парень, увидев это сел машину и уехал. Ну и правильно.

Прихлопнул комара, который залетел под плёнку и запищал. Больше их не было. Лежу, закрываются глаза, сознание начинает расплываться. Но связь с окружающим миром, кажется, не прерывалась. Слышу гром и сквозь сомкнутые веки вижу отблески молний. Это воспринимается как данность и меня не волнует.

Просыпаюсь от наступившей тишины. Открываю глаза и сквозь плёнку вижу прямо стоящие деревья на фоне звёздного небо. Оно уже чуть тронуто утренней зарёй. Вылезаю из плёнки, встаю. Время на велокомпьютере 2.53. Надо ехать.

Собираюсь быстро, но стараюсь быть внимательным, чтобы ничего не потерять и не забыть.

Асфальт после дождя уже начал подсыхать.

Еду легко. Не зря же, три часа провёл в горизонтальном положении. Да, с дождём мне на этот раз повезло! Ни она капля меня не замочила!

Незаметно проезжаю оставшиеся 24 километра до трассы Р228 и сворачиваю на неё. К этому времени окончательно просветлело. Выключаю фонари и со скоростью не ниже 25 км/час продвигаюсь до поворота на Базарный Карабулак. Машин на дороге очень мало.

Поворот, длинный подъём. Штиль стоявший с раннего утра начал постепенно сменяться ветерком, который на этот раз ожидаемо оказался попутным. И горки брать стало легче, и дефекты покрытия кажутся не такими существенными. Скорость передвижения выше вчерашней. Но спускаясь с горок приходится быть внимательным.

Позади остаётся Вязовка. Снова подъём, после которого останавливаюсь, чтобы снять немного одежды. Светоотражающая жилетка уже слишком сильно греет. С утра проехал почти 65 километров без остановок. Снова включаюсь в дорогу и вот, спуск с Старую Жуковку.

Несмотря на то, что утро пока ещё раннее, люди в селах уже на ногах. Кто-то куда-то идёт, кто-то в огороде возится.

Собаки бдительно несут службу и весьма эффектно изображают это. Вот, от магазина отбежала тройка дворняг и с лаем бежит за велосипедом. К такому я давно привык, но всегда поступаю по-разному. Резко ускоряюсь где-то, до 45 км/час, собаки отстают и успокаиваются. Но их лай был услышан и эстафетная палочка перешла к следующей собаке, красивой и ухоженной. Поступаю так же, с тем же эффектом. Здесь, наверное, и запрещающий крик обеспокоившегося хозяина поспособствовал тому, что собака отстала. Но эстафета продолжается. На самой окраине села, которое я пролетел одним махом, перед подъёмом, за велосипедом с лаем побежала какая-то шавка. Не сумев быстро переключить передачу, останавливаюсь. Собака тоже останавливается и спокойно уходит.

Собаки хорошие артисты и то, что они изображают, далеко не всегда соответствует их реальным намерениям. Они могут лаять, рычать, скалить зубы, показывать страшную злость, но если при этом они резво машут задранным вверх хвостом, то это, скорее всего, игра, важный компонент собачьего бытия. Если собака бежит и задрав голову смотрит в лицо, то это точно игра. Если же её взгляд направляется вниз, на ногу, это может указывать на реальное намерение цапнуть. Но бывает это достаточно редко. Если прекратить вращение, то агрессия резко снижается. Если вынуть из держателя фляжку, то внимание собаки переключается на неё с коротким ожиданием последующих действий связанных с этим предметом. Нередко этого достаточно, чтобы собака отстала. Если брызнуть струёй из фляжки на собаку, она начинает облизываться и скорее всего отстанет.

На этот раз я принял игру и был сыгран предполагаемый сценарий. Конечно, я не смогу долго удерживать такую скорость, но чуть дольше собаки. Причём, собаке гнать по асфальту намного труднее, чем велосипеду. Если перейти на грунт, то у велосипеда никаких шансов. Но, есть разные собаки и разные велосипедисты и каждый выбирает свою игру.

Много ещё можно писать на эту тему, но воздержусь. Надо себя правильно вести не показывая страх и обеспокоенность. Обычно я еду делая вид, что не обращаю на собаку никакого внимания, хотя наблюдаю за ней. Это снижает её агрессивность и обычно она отстаёт когда заканчивается зона её территории.

После долгого подъёма пологий спуск и на его середине остановка автобуса. Ложусь на скамейку и отдыхаю минут пятнадцать. Пожалуй, не дело, гоняться с собаками на четвертой сотне марафона.

Постепенно дорога ухудшается. Это значит скоро Базарный Карабулак. На невысокой скорости спускаюсь в городок и останавливаюсь у водопроводной колонки. Умываюсь, наливаю в пустую фляжку воду. Продолжаю спуск до моста через речку выхожу на подъём второй половины Базарного Карабулака. Народа и машин на улице почти нет. Медленно добираю подъём осматривая обе стороны улицы, вдоль которой протянулись преимущественно одноэтажные дома, много магазинов. Начинается лес Не закончив подъём переезжаю дорогу и останавливаюсь на площадке для отдыха.

На выезде из городка Базарный Карабулак. Здесь можно запастись родниковой водой
На выезде из городка Базарный Карабулак. Здесь можно запастись родниковой водой

Здесь большая надпись обозначающая начало посёлка. Чуть дальше на бетонной плите скульптура головы оленя с рогами, изо рта которого льётся струя родниковой воды. А чуть дальше, скульптура лежащего лося окрашенная золотистой краской. Фотографирую всё это, отдыхаю. Смотрю на велокомпьютер, вижу, что с утра проехал 80 километров за 4 часа 15 минут с тремя остановками. Время — 7.15 утра.

На выезде из городка Базарный Карабулак, на площадке для отдыха
На выезде из городка Базарный Карабулак, на площадке для отдыха

Вижу пропущенную СМС от Славы. Он определил обратный маршрут и возвращается через Новые Бурасы, Лопатино, Шмышейку.

Добираю остаток подъема и через 14 километров приезжаю в Тепляковку. Столовая уже открыта и мне здесь, пожалуй, рады. Снова дали умыться, предложили небогатое, но плотное меню, задали кучу вопросов, накормили, пригласили ещё заезжать и отпустили. Узнаю, что вчера Слава заезжал сюда, и тоже не зря.

Снова поехал. Проезжаю Берёзовки, Липовку, забираюсь в тягун после Абдуловки. Жду начало места ремонта асфальта, но оказывается, вчера здесь всё сделали, даже следов не видно.

Останавливаюсь у магазина в поселке Белая Гора и покупаю питьё. Продавцы и водитель с пассажирами подошедшей машины проявляют любопытство. Вчера они видели меня и Славу. Интересуются: — «Куда? и Зачем?». Заполняю фляжки и беседуем. Водитель вспоминает, как в молодости занимался борьбой и ездил в Пензу выступать на соревнования. Говорит: «Я и сейчас иногда на зарядку бегаю». Обещаю продавцам в следующий раз обязательно зайти и отъезжаю.

Началась Пензенская область. Асфальт стал лучше и при постоянном попутном ветре легко еду за тридцать, а то и больше. Подъёмы, конечно есть, скорость на них теряется, но это не печалит. Иногда вижу стоящие у дороги легковые машины и их пассажиров, собирающих неподалеку землянику. А мне кто мешает? Хоть немного попробовать! Да еще ромашки растут по обе стороны целыми полями. Надо остановиться. Я ведь не на соревнованиях.

Среди ромашек и земляники
Среди ромашек и земляники

Веду велик по полю и останавливаюсь метрах в тридцати от дороги. Устанавливаю его, уперев педалью в кочку. Стоит, не падает! Делаю пару снимков велосипеда в окружении ромашек. Романтично! А под ногам земляника! Много спелой, но есть ещё не созревшие ягоды. Сладкая! Минут пять позанимался этим приятным делом и, достаточно. Вывожу велосипед на дорогу и продолжаю марафон.

Фото верного друга. А вместе нас сфотографировать некому
Фото верного друга. А вместе нас сфотографировать некому

Продолжаю выдерживать хорошую скорость и через полчаса выезжаю к Русскому Камешкиру. Поворачиваю вправо. До трассы М5 остаётся порядка тридцати километров. Сначала покрытие дороги хорошее, а затем на асфальте появились многочисленный трещины. Скорость пришлось сбавить. Рельефные участки прохожу медленнее, чем предполагалось.

Хлынул дождь, но скоро прекратился. Стало холодно. Торможу у остановки, чтобы немного одеться. Заодно, созваниваюсь со Славой. Он подъезжает к Лопатино по попутному ветру. Да, ехать нам почти одинаково, но у меня впереди хороший асфальт, а у Славы — разный.

Минут десять на всё это уходит. Отъезжаю и через некоторое время чувствую боль в правой области шеи. Это осу занесло ветром под ремешок шлема и она, выбираясь, ужалила. Два раза! Жжёт. Но терплю. Ох уж эти насекомые! Везде достанут! Рукой чувствую, как в местах укуса появляется опухоль. И жжение не проходит. Ладно, потерплю. Организм и не с таким справлялся.

Дорога выравнивается, выезжаю к повороту на М5. Машин на трассе, как всегда в дневное время, огромное количество. Шум стоит неимоверный! Но пространство за сплошной белой полосой позволяет чувствовать себя более-менее уверенно. Изменилось направление движения, но ветер немного помогает. Скорость держу хорошую и в таком темпе проезжаю километров пятнадцать. До финиша остаётся восемьдесят километров. Пошёл дождь, и сильный. Я продолжал бы ехать, но чувствую, что пора бы поесть.

Вдоль такой трассы как М5 еды — навалом. Захожу в первую попавшуюся будку, на которой написано «Столовая». Встречает мужик пенсионного возраста. Спрашивает:

— Что будем кушать? 

— У Вас и выбор есть?

— Не особо.

— Тогда озвучивайте меню

— Борщ.

— Пойдёт. А салат найдётся? Про чай не спрашиваю.

— Найдётся, сейчас всё принесу.

Усаживаюсь за стол. Через минуту появляется салат, а за ним борщ и чай.

Приступаю. Хозяин стоит молча и не задаёт никаких вопросов. Да, и кого он здесь только не видел и о чём только не слышал!

Борщ вкусный. Говорю об этом и слышу в ответ — «Фирменный». Ещё слышу о том, что все дальнобойщики, кто его попробовал, постоянно останавливаются здесь на обед. Спасибо, расплачиваюсь и выхожу на воздух. Дождь прекратился.

Сажусь на велосипед и чувствую, что погода приготовила заключительный (надеюсь) сюрприз. Ветер сменил направление и стал дуть навстречу! А я то уж губу раскатал — быть дома в 18 часов! Гребу против ветра. Дорога, то поднимает меня на гребень волны, то бросает в ложбину. Да нет, я сам это делаю. И вижу, что в подъём скорость очень не велика. Сильный шум от машин просто угнетает. Нет. Надо так выстраивать наши маршруты, чтобы возвращаться по этой трассе только ночью.

«Фирменный борщ» напомнил о себе жжением в горле, да так, что пришлось остановиться и выпить таблетку «Фестал». Не помогла. Чуть позже, прямо на ходу принимаю две таблетки «Мезим». Через несколько километров отпустило. И боль от укусов осы прошла, как и не бывало. Да, и какие только неприятности не подстерегают нашего брата! А удовольствие в заключительной части одно — финиш! Но сам он ко мне не подкатит…

Так, без особых впечатлений, два раза передохнув на остановках, подъезжаю к повороту на Пензу. До конца ещё 23 километра. Девять еду по краю узкой дороги, стараясь не мешать обгоняющим машинам. Ещё четырнадцать, по улицам города. Встречный ветер так и не стих. Финиширую в 19.55. Средняя скорость на марафоне — 20,4 км/ч.

-5

Карта-схема маршрута веломарафона-600 "До Волги и обратно"

Что ещё сказать напоследок? Хороший был марафон. Насыщенный событиями, не скучный. Повторение не исключаю.