«- У меня их двое: мальчик и мам..дев…мальчик.
-Вы – счастливый человек».
(с) «Служебный роман»
Иностранец, привязанный к русской культуре сильнее многих россиян, или почему иногда полезно смотреть фильмы несколько раз. Человек так устроен, что ему необходимо отдыхать от дел праведных, причем способы могут быть самые разнообразные: кто-то предпочитает компьютерные игры, кто-то – готовку, иные – разбираться в хитросплетениях различных механизмов. Мое хобби – пересматривать любимые фильмы. Как понимаете, таких картин много, а число пересмотров приведет в трепетный ужас неподготовленного киномана-любителя. Но это мой способ медитации.
Метод поиска «того самого» фильма также весьма оригинален: пока одни отталкиваются от понравившегося режиссера и смотрят у него самые рейтинговые картины, я – продукт рязановских комедий и франшизы Гарри Поттера – опасаюсь полагаться на авторитет главного на площадке. Для меня куда важнее каст: если я уверена в актере, то смело бросаюсь в омут любого фильма (будь то короткометражный артхаус или триллер), потому что тогда как минимум игра одного актера доставит удовольствие, а это немало. Таким образом, «Невероятные приключения итальянцев в России» познакомили меня с советским кинематографом (к коему отношусь с особым трепетом и благоговением), а выше упомянутая серия фильмов открыла для меня такое понятие, как британская кинокоммуналка: Мэгги Смит, Алан Рикман, Гэри Олдмен, Майкл Гэмбон, Джули Уолтерс, Эмма Томпсон и Рэйф Файнс. За каждым из них наберется как минимум с десяток очень хороших фильмов и один потрясающий. Теория шести рукопожатий в действии.
Рэйф Файнс заслуживает отдельного внимания уже хотя бы потому, что он – открытый поклонник нашей культуры и искусства (согласитесь, такая приверженность всегда подкупает в иностранцах): восхищается классиками и литературой, частый гость международного фестиваля «Зеркало» в Иваново, знает русский… К тому же Рэйф Файнс не просто хороший актер, но еще и очень хороший режиссер, готовый вкладываться в развитие российского кинематографа (здесь имеется в виду относительно недавний его фильм «Нуреев. Белый ворон», который также настоятельно рекомендуется к просмотру). Признаться, я с нетерпением ждала, когда же ему попадется добротный отечественный проект, оказалось, об этом думала не только я.
Третья женщина. Какое длинное вступление к рецензии, но из названия, надеюсь, понятно, что речь идет о фильме Веры Глаголевой 2014-го года «Две женщины», снятом по пьесе Ивана нашего Тургенева «Месяц в деревне».
В одном из интервью режиссер признавалась, что не видела никого, кроме Файнса, на роль Ракитина. Представился случай заинтересовать англичанина своей режиссурой (а вы помните, что Файнс, как и Глаголева, - актер и по совместительству режиссер, мне кажется, весьма редко встретишь такое, когда один режиссер по достоинству оценивает работу другого). А дальше, что называется, они сошлись. Причем и Файнс, и Глаголева нравятся мне за свою разноплановость и многогранность: за миловидной внешностью обоих скрывается сила (а скорее мощь), свое ощущение киноискусства и жажда жизни.
Сценарий текстуально не отходит от оригинала, но, что понятно из названия, смещает акценты. Примечательно, что в нем есть главные и второстепенные персонажи, но нет деления на важных и неважных: каждый герой на своем месте, истории которых имеют точки касания с фабулой, как линии без начала и конца пронизывающие плоскость повествования. Оттого отсутствует ощущение наигранной театральности: кажется, будто кто-то в середине XIX века поставил кинокамеру напротив одного из помещичьих домов и снял несколько дней его жизни.
А слово, которое устойчиво ассоциируется с фильмом, - красота. Эстетика, если хотите, в мелочах.
Внимание: детали. После n-ного просмотра картины происходит расфокусировка внимания: разум не следит за сюжетными перипетиями, потому что знает их относительно хорошо, а сосредотачивается на получении удовольствия от просматриваемого. Операторская работа и цветокоррекция переносят вас в августовский теплый летний день, погружают в неторопливую, несуетливую жизнь провинциального семейства. Нет ощущения, что перед зрителем что-то разыгрывают, нет: кажется, что перед тобою проживают маленькую жизнь, наполненную самыми разнообразными деталями. К примеру, прилетевшая полакомиться медом оса, которая по неосторожности в нем увязла (неприкрытая аллегория, но до чего ж иллюстративная); или засушенный в книге цветок, который достали с «такого крутого обрыва!» Разбитые горшки с цветами в оранжерее, осколки которых аккуратно собирает садовник; стекающая по виску краска с шляпки (которую владелица старательно чинила перед свиданием) и послеобеденный чай во дворе. А деревенские девушки, моющие яблоки в тазах, а крестьянские дети, обедающие молоком и хлебом в поле, пока их матери работают! Каждый такой эпизод нитями сплетается с остальными в изящный узор на ткани кинополотна. В этом фильме есть что-то такое прекрасное, но едва уловимое, роднящее его с картинами ББС, вроде «Гордости и предубеждения» с Колином Фертом и Дженнифер Эли или «Джейн Эйр» с Тимоти Далтоном.
Исполнители главных ролей справились с работой безукоризненно. Могут возникнуть вопросы к Никите Волкову, который сыграл Беляева, однако его актерские «оплошности» некритичны. И, конечно, Рэйф Файнс, серьезная подготовка к съемкам которого до сих пор вызывает у меня восхищение (Вера Глаголева в одном из интервью рассказывала, что Файнс, помимо того, что брал уроки русского языка и всячески пытался избавиться от акцента, раньше остальных выучил свою роль и приходил на съемочную площадку без текста).
Красота уходящего лета, немного тоски (куда же без нее русскому человеку?), неспешность и насыщенность (но не перегруженность) действия и вишенка на торте в виде музыкального сопровождения – после нашего суетного мира в такую картину, признаться, хочется погрузиться с головой.
Почему еще рано ставить крест на российском кинематографе. На мой скромный взгляд, проблема нашего кино - это не степень таланта современного актера (хотя многие признанные авторитеты в этой области, будь то Алиса Бруновна или Вениамин Борисович, предполагают, что актер XXI века запамятовал, что успех у зрителя – это лишь 10% таланта и 90% трудолюбия (коего как раз и недостает)), а скорее весьма обнищавшие и поизносившиеся (оттого поистрепавшиеся) сценарии, дыры в которых не залатать подчас и самому маститому из гениальных актеров. Согласитесь, тяжело играть то, не знаю, что, мотивируя свои действия тем, не знаю, чем. И винить множество способных молодых актеров в том, что они, аки Андрей Миронов или Иннокентий Смоктуновский, не могут наимпровизировать из ничего шедевр, по меньшей мере странно. Прошло время гениальных гениев, сегодня российское кино – творчество коллективное, и, как всякий механизм, его жизнеспособность зависит от слаженной работы каждого винтика.
«Две женщины» - пример такого удачного симбиоза грамотной режиссуры, добротной сценарной работы (с оглядкой и уважением к оригиналу) и качественной актерской игры. И хотя некоторые СМИ отзывались об этом фильме, как о проходном и блеклом, не сомневайтесь: он стоит вашего внимания.
В допандемийную эру Файнс в Москву приезжал неоднократно и пару раз заглядывал на федеральный канал к Урганту. Речь заходила в том числе о съемках фильма, это было уже после смерти Глаголевой. И то, с каким трепетом и нежностью Файнс вспоминал Веру и работу над фильмом, говорит о многом. Мне кажется, когда столько хороших людей собираются вместе, они не могут сделать ничего плохого. Поэтому это один из тех «редких» случаев, когда не стоит верить СМИ, но довериться немного сумбурно составленному мнению незнакомого для вас человека, который, если повезет, обязательно пересмотрит «Две женщины» n+n раз.
Кстати, хаос повествования можно простить. У меня есть смягчающие обстоятельства: писать о том, что любишь, очень тяжело.
Приятного просмотра.
Юлия Мезенцева