Найти тему
Комиссарша

НЕ СЕЕМ, НЕ ПАШЕМ, А ВСЕ ПЛЯШЕМ?

Помнятся ли кому смотры художественной самодеятельности? Районные, городские, заводские, институтские, межшкольные… Хорошее было дело, скажут одни, кому довелось блеснуть талантом на разномастных клубных сценах, пережить острые минуты славы. Дурь, парируют в сердцах другие, кто получал выговоры за невыставление команды артистов, дескать, не развивал народное творчество, как требовала партия. Да в целом ничего, выдохнут бывшие зрители, то ж было всегда событием для живущей тихо провинции, общезаводская интрига, межфакультетский кураж.

Сейчас некоторые исследователи оценивают советскую художественную самодеятельность как уникальное в мировом масштабе явление. И правда, ну кто и где так пел и выкаблучивал? Вообще началось всё с 1927 года, с агиттеатров. В пятидесятые годы (прошлого столетия) уже начало развиваться более серьезно, и в начале шестидесятых это социокультурное явление захватило всю страну. Подкреплялось это и кадрами, коих готовили в культпросветучилищах и институтах культуры, и большим количеством специальной периодики. И не было уже такой деревни и такого предприятия, где не сложился бы свой коллектив художественной самодеятельности. КПСС это очень поощряла и направляла (хотя формально всем руководили в сцепке Совет Министров СССР, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС). Ну а в ответ хоры пели величественные гимны партии родной, полям золотым, советскому солнцу в небе. Звонкоголосые дети читали со сцены стихи «Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше». Здорово, наверное, воодушевляло во времена, когда маргарин был за лакомство, за белым хлебом очереди с утра, в сельмагах из конфет одна «Дунькина радость»…

Но острее была радость от пережитых сценических триумфов, и ведь действительно немалому числу артистов те смотры дали путевку в большую творческую жизнь, некоторые до министров и большой номенклатуры дорастали. Да и вообще многим расцветили жизнь. Мой отец из районной самодеятельности, так и в Москве побывал, медаль ВДНХ получил, на сцене Кремлевского Дома Союзов выступал. Классно же! Я сама выросла на сцене, и это в жизни очень помогло, не боялась никакой аудитории, никакой зал не пугал. Помню несусветную толчею в РДК в день смотра, веселых людей, приехавших из деревень, сценические курьезы. Прямо по Вознесенскому: «Когда мы вместе, когда нам здорово, что ж тут позорного»…

Но не могла художественная самодеятельность оставаться в первородстве, и вот в 1975 году вышеупомянутая руководящая триада затеяла 1 Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного творчества трудящихся. Рассчитано было на два года, завершение – к 60-летию Великого Октября. Представляете, сколько было партийно-революционного звона, патетики! Ну и охват был значительный – в 1976 году в участниках числилось 14 миллионов взрослых и 10 миллионов подростков.

Да только это оказалось началом конца, как оценивают сейчас специалисты, именно этот фестиваль подкосил явление, после него художественная самодеятельность не восстановилась в количестве и качестве. Не спасло положение и Постановление ЦК КПСС о дальнейшем развитии художественной самодеятельности, в котором, в частности, давалось поручение Госплану (!) увеличить выпуск и расширение ассортимента музыкальных инструментов, в том числе и для нарождающихся ВИА. Или народ уже изменился, новые песни придумала жизнь? Но, мне думается, заорганизованность, идейно-политическая формальность и дутый пафос сыграли в том немалую роль. Где-то и роковую, если вспомнить, куда и к чему мы пришли, браво идя с песней по жизни.

А что в наше время? Да примерно то же. Только художественная самодеятельность называется народным творчеством. Танцевальная часть стала на голову выше, уйма детских и взрослых коллективов танцуют классно и разно. Да и песенных коллективов не меньше, при каждом ДК. Приодеты все богато -- в ярчайших шикарных костюмах, в серебре и позолоте. Упор ныне на патриотичность, и опять трескотня и звон на всю державу. Смотров как таковых нет, но фестивалей зашибательное количество. Такое впечатление, что Россия не сеет, не пашет, а только поет и пляшет. Колхозов нет, заводов нет, а как праздник какой, так нескончаемая вереница нарядных хоров и ансамблей. Здорово? Наверное. Но почему-то грустно и немного тревожно – куда на сей раз идем и к чему придем с танцами и песнями.