Найти тему

Два вида стыда и два вида мужества быть.


Стыдно!
Хочется сквозь землю провалиться, или надеть шапку- невидимку!
Чтобы никто не видел!

Какую функцию выполняет стыд? Зачем он нужен?

Стыд служит охранителем и предохранителем от:

1. От нарушений социальных норм и правил. Нам стыдно выделяться и появляется страх стать «белой вороной» и изгоем в обществе. Такой стыд служит нашей социальной адаптации.

2. Предохраняет от нарушения внутренней системы ценностей и убеждений. В этом случае нам стыдно, за отступление от внутреннего ощущения правильности в угоду конформизма с общественным мнением.

Эти два вида стыда вступают порой в конфликт, и кажется клинч неразрешим. Выполнение «требований» одного стыда, вызывает стыд второго типа и наоборот.
Например, стыдно за то, что не высказываешь свое мнение, не проявляешь себя как Личность, а если выскажешься, то становиться стыдно, за то, что выделился, появляется страх отвержения, презрения и осмеяния. Возникает клинч: индивидуальность- конформизм.

Возможно ли разрешить этот конфликт?

Разрешить конфликт можно только находя в себе мужество не впадать в одну из двух крайностей, а удерживать оба полюса; требуется умение находиться в сомнении, пытаясь найти шаткое равновесие, постоянно его теряя.

Требуется «мужество быть» в двух его проявлениях (П. Тиллих):

1. «Мужество быть собой». Проявлять себя, утверждая свою индивидуальность, невзирая на страх быть не принятым и отвергнутым.

2. «Мужество быть частью». Решимость становиться частью сообществ и коллективов, невзирая на страх раствориться в них и потерять свою индивидуальность.

Признак зрелого, здорового и здравого человека- способность не впадать в разделение на «черное и белое» и в крайности, а способность удерживать два полюса конфликта.

Находиться в мучительном балансе, распятым меж двух полюсов, выдерживать сомнения и неопределенность.

Только таким путем можно надеяться получить озарение и «эврику», которая даст синтез и гармонию меж двух контрполюсов конфликта.

«Сомнение не приятно, но состояние уверенности абсурдно»
Вольтер