Найти тему
На полях души

Почему Раневская с Ахматовой Н. Гончарову не любили

Приветствую Вас, друзья!

Для каждой из нас - Пушкин свой, особенный, любимый, о жизни и творчестве которого можно говорить часами и днями. И ком в горле начинает ощущаться, едва задумаешься, как уходил он во цвете лет.

Столь горячая дружба, которая связывала двух гениальных женщин своего времени - "королеву второго плана" Ф. Г. Раневскую и поэтессу А. А. Ахматову, базировалась, в том числе, и на любви к великому поэту и жгучей ненависти к его супруге Наталье Николаевне Гончаровой. Причем, неизвестно, какое из этих чувств было сильнее.

Они винили ее в смерти их Пушкина, видя в Натали всего лишь только светскую кокетку, которая не просто не сумела понять всю гениальность своего мужа, но даже стала причиной его трагической участи.

Хотя лично я с мнением этих уважаемых дам в корне не согласна: колхоз, то бишь супружество - дело сугубо добровольное, Александр Сергеевич хотел жениться на Натали, был готов ради нее на все. Она покорила его своей красотой и грацией и, кстати, была единственной, кто согласилась выйти за него замуж, несмотря на политическую неблагонадежность и отсутствие денежных средств, хотя сватался он ко многим.

И человеком была она весьма глубоким и набожным, что отмечают очень многие из пушкинистов, а детей каких достойных вырастила. И после смерти поэта всегда регулярно молилась о упокоении его души в селениях праведных, заказывая многочисленные панихиды. Ее брак с Александром Сергеевичем был, явно, по любви, причем, с обеих строн, чтобы там не говорили недоброжелатели и светские сплетники.

фото из открытых источников в моей творческой обработке
фото из открытых источников в моей творческой обработке

Но две наши Великие дамы - Раневская и Ахматова считали ее буквально чудовищем, воплощением глупости и кокетства, сгубившим "наше все" - великого Пушкина.

Но были они явно не правы: взрывной темперамент Пушкина, доставшийся от предков, давным - давно стал притчей во языцех для всех, кто хоть сколько - нибудь знал поэта, неугомонный, острый на язык, он многих ранил своим словом, язвительным и беспощадным. И ведь совсем не факт, что пасквиль тот, после которого взыграла в нем его горячая кровь, принадлежал именно перу Дантеса.

Он просто не смог вынести насмешек света, стать посмешищем, как он думал, в его глазах, хотя люди бы поговорили - да забыли, стали бы обсуждать через некотрое время другую супружескую неверность . Гордость его сгубила. Наталья Николаевна была здесь совершенно ни при чем - ухаживаний французского поручика она не принимала, верность поэту хранила свято.

А то, что последний был тот еще дуэлянт и повеса, с языком острым, как жало, от язвительных эпиграмм которого страдали многие мужья - рогоносцы, с женами которых он амуры крутил, никто не виноват. Поэтому автором пасквиля мог стать любой, обиженный неверностью супруги и имеющий свой зуб на поэта. Не все же одному Александру Сергеевичу можно было подтрунивать на эту тему

Но, как известно, - не один шутник не любит, чтобы над ним смеялись. И Пушкин не стал исключением. Просто для Раневской, так и не познавшей за всю свою долгую жизнь тепло семейного очага с любимым и любящим мужем, и Ахматовой, которая, несмотря на все три свои брака, так и не смогла стать счастливой супругой и добродетельной матерью, их отношение с гениальным поэтом стали субститутом подлинной любви .

И образ Пушкина, их платонический роман, когда они вдвоем видела "солнце русской поэзии" в своих сновидениях - типичный способ уйти от жестокой реальности в мир иллюзий. Ведь, в такие "отношения" не нужно вкладываться, строить, искать компромиссы.

"Любовь" Ахматовой и Раневской к Пушкину лишь следствие их несложившейся личной жизни, а отношение к Натали, скорее всего, обычная рядовая женская зависть, что не случился в их личной жизни свой Александр Сергеевич, который, несмотря на всю свою гениальность и талант, за честь супруги стоял до конца, жизни своей не пожалев.