Найти в Дзене

Саккалиба - славянские рабы в Испании

Много, много мифов существует в околоисторическом пространстве, один чуднее другого. Некоторые утверждают, что индейцы в Америке (не уточняется, какое из тысяч племен, населявших Новый Свет) без переводчиков понимали язык басков и делают из этого вывод о доколумбовых плаваниях и происхождении басков.

Много, много мифов существует в околоисторическом пространстве, один чуднее другого. Некоторые утверждают, что индейцы в Америке (не уточняется, какое из тысяч племен, населявших Новый Свет) без переводчиков понимали язык басков и делают из этого вывод о доколумбовых плаваниях и происхождении басков. Другие одержимы идеей особого пути славян и находят их решительно везде. А уж на Иберийском полуострове – бесспорно.

Речь, как легко можно догадаться, идет о саккалиба, или ас-саккалиба, или сиклаб, саклаби. Этот термин использовался в арабском мире для обозначения рабов из Центральной и Восточной Европы. Он образован от греческого «склавин» - то ли славянин, то ли раб; значение этого слова менялось на протяжении римско-византийского периода. В широком смысле «саккалиба» арабы называли всех рабов из Европы, так же как африканцев именовали «зинджи».

Но «саккалиба» - явление куда более интересное, чем просто рабская сила. В традициях восточных правителей, постоянно опасавшихся заговоров и покушений со стороны ближайших друзей и родственников и никому не доверявших, было содержать охрану из людей, обязанных им лично, не связанных с их подданными, лучше всего - чужеземцев. А еще лучше – рабов, или бывших рабов, которым некуда было больше податься. Еще в 660-е годы Омейядский халиф Муавия I организовал армию из 5000 славян, привезенных на рынки Сирии с Балкан арабскими пиратами и с берегов Днепра и Волги кочевниками. Подобные армии рабов сохранились в странах Востока до XIX века – это и мамелюки в Египте, и янычары в Османской империи.

В Аль-Андалусе правители также содержали личную гвардию из светлокожих воинов-рабов. Некоторые из них действительно были славянами, захваченными в плен воинами Карла Великого в Центральной Европе и привезенными на Иберийский полуостров еврейскими купцами-раданитами. Дело в том, что и христианство, и ислам не одобряли работорговлю и категорически запрещали обращать в рабство единоверцев. Технически рабу было достаточно принять соответствующую религию – и он мог стать свободным человеком, попросив защиты, скажем, в церкви или у кади. С иудаизмом все сложнее – иудеем надо родиться.

-2

Среди охранников и воинов халифа были не только славяне. Взятых в плен викингов правители также приспособили к делу, оценив по достоинству их воинское умение. Со временем бывшие рабы образовали влиятельнейшие сословия, их военная роль может быть сравнима только с ролью мамелюков и янычар. После распада Кордовского халифата многие из них стали правителями независимых тайф, особенно на востоке полуострова – например, в тайфе Дения (1010-1207 гг), которая включала в себя и Майорку.

Но были ли эти саккалиба славянами – большой вопрос, не имеющий точного ответа. Все они были мусульманами, и большинство из них к этому времени были иберийцами в З-м, а то и 4-м поколении. О происхождении их матерей и бабушек также неизвестно ничего. Так что можно считать саккалиба просто особой прослойкой андалусийского общества, по аналогии с другими странами Востока.

-3

Интересно, что арабский путешественник Ибн Фадлан, в X веке посетивший Волжскую Булгарию, упорно именует правителя булгар «малик ас-саккалиба», то есть «принц славян». Это доказывает, что арабы не видели особой разницы между народами Восточной Европы.

Кстати, на основе записок Ибн Фадлана писатель Эрик Крайтон создал роман «Пожиратели мертвых», переплетя путевые заметки арабского путешественника с эпосом «Беовульф». В 1999 году по роману был снят фильм «Тринадцатый воин» с Антонио Бандерасом в главной роли (нет, не пожирателя, а Ибн Фадлана).