Найти тему
Литература и история

Долгожданное продолжение суперсаги Кассандры Клэр. Что почитать, ожидая новых историй автора?

Есть книги, которые выходят и остаются незамеченными. А есть те, что фанаты ждут месяцами, даже годами, не теряя интереса и расхватывая с полок магазинов, как горячие пирожки. Не далее как летом 2020 года в продаже на «ЛитРесе» появилась книга Кассандры Клэр «Королева воздуха и тьмы», которая стала завершением очередной трилогии о Сумеречных охотниках — «Тёмные искусства». И уж её-то точно можно назвать хитом, которого не просто ждали, а буквально считали дни до выхода.

Что за историю предложила фанатам популярная американка? Новинка — это одновременно конец запретной истории любви двух парабатаев, Джулиана и Эммы; некая точка во взаимоотношениях Алека и Магнуса, после которой начнётся уже что-то совершенно иное; романтическое и весьма опасное многоточие в линии Джейса и Клэри (хочу узнать, как всё обернётся с двойником!); неординарная развязка в треугольнике «Кристина — Марк — Кьеран» (шокирует не только ханжей, но и тех, кто ещё недавно себя к таковым не относил). И это ещё не все линии, а едва ли половина. Одним словом, как обычно, писательница сумела сплести целый узор из разноплановых сюжетных линий, не забыв, что по канонам фэнтези фоном для всего должна служить война между Светом и Тьмой. А она, как говорится, вечна.

Значит, можно написать ещё десятки книг, чтобы показать самые разные стрессовые ситуации, выдёргивающие людей с разным темпераментом из зоны комфорта и заставляющие их принимать нешаблонные решения в своей личной жизни. А кто бы что ни утверждал, Кассандра Клэр — это вовсе не о магии, вампирах, оборотнях, фэйри и даже не об охотниках на демонов, с которых всё начиналось. Это о человеческих взаимоотношениях и тяготах бытия, которые, как выясняется, знакомы не только простецам, лишённым банального видения, но и персонажам из теневого мира, остающимся прежде всего мужчинами и женщинами.

С циклом Кассандры, в очередной раз оставившим множество вопросов (давайте продолжение и быстрее!), у меня ассоциируется цикл Катерины Калюжной. «Демоны мрака» и «Тайны тёмной цитадели» — это также романы о дружбе, любви, семье, то есть о вечных ценностях и чувствах. И всё это показано на фоне сверхъестественной войны магов за могущество и влияние на человечество, цель которого — направить людей по пути, соответствующему представлениям волшебного сообщества и отдельных его членов.

Катерина создала не меньше веток, чем Кассандра. Блуждая по лабиринтам романтических переживаний, борьбу светлой колдуньи Линды и её антагониста, тёмного Сантьяго, воспринимаешь как некое атмосферное явление. Возможно, землетрясение или цунами, способное разрушить воздушные замки, построенные из иллюзий, фантазий и надежд. У каждого героя своя драма в настоящем и свой груз прошлого за плечами.

Иногда события, отлежащие от современных на столетия, полностью меняют расклад и не только в любви, но и в войне. Треугольник Алины, Максима и Антона находится во главе угла и заставляет пролить немало слёз. Собственно, именно на нём завязывается первоначальный сюжет, который постепенно расширяется, обрастает всё бо́льшим количеством героев и деталей. Из главы в главу, от тома к тому автор умело выворачивает то, что казалось незыблемым, наизнанку, не позволяя читателю предугадать, кто из близнецов в итоге останется с девушкой.

Соня и Влад — это совсем другая история. Она о противоположностях, что притягиваются. О холодной воде, способной потушить беснующийся пожар. Сила явная и сила скрытая, их совмещение и взаимодополнение — это Стас и Лиза. В этой ветке видимость стабильности, но чересчур много переменных и неизвестных. Прошлое тут богаче настоящего, а значит, будущее обещает сюрпризы.

А ведь есть ещё Роберт и Хадижа, которые словно живут на вечеринке длинною в вечность, но за кулисами праздника скрывается немало скелетов, распиханных по шкафам. Когда на сцене фэнтезийного шоу появляется Макар с его сложными переживаниями, превратившимися за минувшие столетия из шипучего игристого вина в крепкий портвейн, уже не удивляешься. Тайны персонажа, конечно же, замешанные на простых человеческих чувствах, способны перевернуть весь сюжет с ног на голову. Ибо хмеля в этом «портвейне» слишком много, чтобы хоть свет, хоть тьма сумели остаться незамутнёнными.

Конечно, историй, которые состоят из множества компонентов и включают в себя целые тома, населённые десятками героев, не сосчитать. Их прелесть в том, что, несмотря на обилие вымысла, откровенную сказочность и канонический гротеск, они настоящие, убедительные. Такой нелогичный эффект достигается благодаря эмоциональности и драматизму, превалирующим над фэнтезийностью и стоящим на первом месте.

Примеры можно искать и обсуждать часами. Но у меня почему-то возникла именно ассоциация: Кассандра Клэр — Катерина Калюжная. Возможно, кому-то из поклонников писательницы будет любопытно сравнить самому, пока все ждут очередного продолжения суперсаги.

Спасибо, что дочитали, поставили лайк и подписались на блог)

Читайте также:

Козьма Прутков: литературная мистификация

Какие книги помогут прогнать осеннюю хандру?

Котомания: учёные коты русской литературы