Найти тему
Теодорычевы байки

Радиокомпонента. 5. Игровые алгоритмы

Первый рассказ цикла Радиокомпонента здесь.

У большинства людей понятие «игра» связывается с досугом и приятным времяпрепровождением, у иных это слово ассоциируется с опасным, но прибыльным шулерским трудом. И лишь совсем немногие могут сказать про себя, что игра является их основной научной работой. Я, как раз, такой человек.

Началось все довольно буднично и неинтересно. В 80-е годы в электронной промышленности была постоянно действующая проблема: «Что делать с браком?». Конечно, любой скажет, что брак надо выкинуть на помойку, а хорошую продукцию продавать, радушно улыбаясь покупателям во все тридцать два зуба. Для других видов промышленностей СССР это может быть и правильно, но для электронной совсем не подходит. Покупатели электроники – это в основном серьезные ребята в фуражках защитного цвета, с каменными лицами и погонами на плечах. Улыбайся ты им или нет, они проводят испытание твоей продукции, которые называются приемкой.

Приемка приемке – рознь. Можно так замучить электронику, что годных останется только 1-2%, а все остальное будет считаться браком. А уж выдумывать испытания эти военные ребята истинные мастера. Кстати, чтобы передать сотоварищам свой злобный опыт приемки, они, военные, придумали даже классификацию своей злобности, обозначая ее номерами.

Самой злобной приемкой была – «пятая». Сначала электронику мучили холодом и жарой от минус 45 до плюс 120 градусов Цельсия. Потом поливали все это водой и продували пылью с одновременным облучением жестким рентгеном. И, в конце концов, эти несчастные электронные детали трясли с ускорением 12 g. Для примера, если Вы весите 60 кг, то Ваш вес вдруг подскочил бы до 720 кг. Уверяю Вас, что это весьма некомфортно для любого организма, потому что даже в гроб положить нечего. Разве, что желе из Вашей плоти, соскребленное со стенок испытательной камеры. Казалось бы, нет никакого выхода из военных клещей, превращающих хорошие электронные детали в унылый брак, но мудрость нашего министерского руководства не знала границ!

Кому-то умному и практичному министерскому работнику пришла в голову очень дельная мысль:
- А вот если бы мы делали продукцию для военных, но всем бы говорили, что не для военных?
- А продукция та была бы совершенно одинакова с военной.
- Так что, когда военные заберут свой один процент, можно объявить, что остальная продукция и не военная вовсе, а сделана для простых советских граждан.
- Тут-то граждане набросятся на эту продукцию и раскупят ее напрочь.

Вот и конец браку. Потому что: «Что же это за брак, если его купили, да еще и нахвалиться не могут на изделия родной оборонки?». Дальше возникает вопрос: «Что же можно сделать полезного из этой изощренной военной электроники?» Но это не вопрос для умного и изобретательного министерского человека.

Надо делать игрушки. Тогда и объяснять ничего не надо, и сами игрушки будут интеллектуальными. Конечно, уровня боевых комплексов С-300 эти игрушки не достигнут, но на то они и игрушки. Так я стал заниматься игрушками на самых современных «бракованных» микропроцессорах.

Детская электронная игрушка «Пожарные».
Детская электронная игрушка «Пожарные».

Работа началась с поступления из-за «Бугра», то есть из-за «Железного занавеса» нескольких игрушек проклятого загнивающего капиталистического общества. Мы разобрали эти буржуйские образцы и начались исследования. Мне достались две аркадные игрушки совершенно негуманного толка. Назывались они «Пожарные» и «Кроты».

Пожарные на экране дисплея таскали из горящего дома выпрыгивающих жильцов и относили их в реанимационную машину. Если погорельца поймать в носилки не удавалось, то он шлепался об асфальт с противным крякающим звуком, и игроку начислялось штрафное очко. Не помню, скольких погорельцев надо было «замочить», но после определенного количества игрока дисквалифицировали и увольняли из пожарников.

На дисплее игры с кротами главное место занимал негр с неприятным выражением лица. Негр посадил в огороде морковку, и она потихоньку росла. В это время кроты, привлеченные запахом молодой морковки, начинали выползать из своих ходов на огород негра. Кстати, у негра были огромные кулаки: Кассиус Клей – отдыхает. Этими кулаками он бил по головам бедных кротов, причем управляли его кулаками именно Вы. Каждый неубитый крот съедал по морковке. Когда все уже было съедено, игра кончалась, а злобный негр оставался ни с чем.

В СССР в те годы не было ничего подобного. А я, желая освоить игру, таскал ее повсюду и играл в транспорте. Особенно это удобно делать в электричке. Если ты едешь в электричке, то значит, ты пристроился надолго и твое занятие может быть вдумчивым и продуктивным. Необычная игра, конечно, заинтересовывала соседей пассажиров. Это все равно, что в наше время я бы в электричке достал маленькую коробочку, небрежным движением активизировал виртуальный голографический цветной дисплей, и, трогая пальцами объемную картинку, стал бы решать задачку из уравнений математической физики.

Вскоре я научился спасать всех погорельцев и убивать всех кротов. Как раз в один из таких моментов ко мне обратился сосед по купе:
- Что это у Вас в руках, молодой человек?
- Игрушка.
- Вижу, что игрушка. Но Вы вроде бы не в том возрасте, чтобы играть в игрушки.
— Это верно. Только я не совсем играю. Я хочу понять, что в этой игре привлекает людей, а что нет.
- И зачем Вам это?

Тут-то я и рассказал моему новому знакомому, о своем задании придумать интересные игры в виртуальной среде с использованием всей вычислительной мощи однокристальной ЭВМ. Мой знакомец усмехнулся и посмотрел на меня весьма скептически. Я решил, что он меня не понял и пустился в объяснения принципа виртуальной среды и даже «Искусственного интеллекта». Мужик остановил меня жестом и авторитетно заметил, что все это абсолютная ерунда. Я даже поперхнулся от такой косности и пренебрежения к высоким технологиям. В это время мужик перешел на привычный мне сленг, и я успокоился.

— Вот Вы ищите алгоритм занимательности. Это вполне понятно. Но только Вы не там ищите.
- У Вас есть рецепт?
- Конечно, есть! И Вы сами его знаете. Просто не сформулировали в виде умозаключения.
- Что Вы имеете в виду?

Вместо ответа новый знакомый показал мне жестом на две компании в соседних купе. В одном купе четыре мужика азартно «резались в карты», а в другом купе царил интеллект и неспешное передвижение шахматных фигур.

- Я бы определил их игровую среду как раскрашенные бумажки и грубые деревянные фигурки. Однако они чем-то увлечены. И уж, конечно, не этой средой.
- А чем же?
- Они увлечены противоборством одного человека против другого человека. Они знают цену такой победы, это часть их жизни. Как сказал Брехт: «Крабам нравятся только крабы».

Я отложил «Пожарников», «Злобного негра» и стал наблюдать за играющими. Моментально я понял, что мой сосед дал мне верное направление для неубитого алгоритма занимательности. Безусловно, это был очень знающий и проницательный человек, только я не заметил, как тот сошел с поезда.

На работе я изложил всей нашей команде алгоритм занимательности. Каждый из нашей компании разрабатывал свою игрушку, но все внесли в них возможность состязания людей, применяя принцип моего соседа по купе. Я вообще разработал даже несколько игрушек, имитирующих игры в кости. Были у нас и стратегии бега, и карты, и повтор других, зарекомендовавших себя игр.

В Главном научно-техническом управлении министерства наши игры были признаны лучшими, и вскоре Зеленоград начал выпускать такие игрушки. Все бы хорошо, но быстро выяснилось, что Зеленоград приспособился выпускать одну единственную игрушку наподобие пожарников, которая называлась «Ну погоди». На экране этой игрушки волк ловил яйца, падающие с насеста курочек-несушек. Игрушка до боли напоминала зарубежных «Пожарников».

«Ну, погоди!» - самая   первая советская электронная игрушка.
«Ну, погоди!» - самая первая советская электронная игрушка.

Потом я выяснил, что ребята из Зеленого города, не мудрствуя лукаво, скопировали микросхему «Пожарников» и только изменили рисунок на дисплее игрушки. То есть игрушка была налицо, но она не решала никаких проблем министерства и была неинтересна. Мне казалось, что это случайность, но потом я убедился, что это закономерность текущего общественного строя. Много лет позже эту закономерность, с присущим ему блеском, определил Виктор Степанович Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда!»

Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».

Читайте предыдущий рассказ "Радиокомпонента. 4. Оперативная электроника" здесь.

Читайте следующий рассказ "Радиокомпонента. 6. Алкоголики на производстве" здесь.

С уважением, Лолейт А.Т.

Об авторе баек читайте здесь.