Найти тему
Человек с камерой

Где и как учат водить «Сапсан»

Если бы меня привели в такой учебный центр в детстве, я бы точно стал машинистом, как тогда и мечтал. Но я побывал там относительно недавно. Оказывается, будущих машинистов скоростных поездов готовят почти как пилотов гражданской авиации: у них даже есть такой же, как у них динамический тренажёр, в котором покачивает и вдавливает в кресло при разгоне как в настоящем поезде!

В учебном центре Дирекции скоростного сообщения. Фото: Роман Вуколов
В учебном центре Дирекции скоростного сообщения. Фото: Роман Вуколов

Учебный центр работает в Санкт-Петербурге уже 10 лет. Столько же, сколько «Сапсаны» катаются между двумя столицами. Центр готовит не только машинистов, но и проводников, инженеров, экипировщиков, слесарей по ремонту, и других спецов работающих на скоростных железнодорожных перевозках. Машинисты скоростных поездов это своего рода элита, попасть на эту работу сразу после универа или курсов не получится. Придётся отработать ещё минимум лет 5 машинистом обычного пассажирского электропоезда, например «Ласточки».

Зашёл к ним во двор и увидел множество конструкций: фрагменты пути и контактной сети, пассажирские платформы, краны, светофоры и другое оборудование, с которым работают на железной дороге. Учебный центр создан на базе существовавшего ранее инженерного центра, где обучают будущих железнодорожников.

Двор учебного центра. Фото: Роман Вуколов
Двор учебного центра. Фото: Роман Вуколов

В аудитории Центра есть макет железной дороги: будущие машинисты и железнодорожные спецы тоже играют в паровозики. На макете воспроизводят различные ситуации, с которыми им предстоит иметь дело на работе. Два раза в год локомотивные бригады проходят здесь обучение со сдачей экзамена. Северо-Западная дирекция (Петербург-Москва-Нижний), на которой используются «Сапсаны», «Ласточки», «Аллегро» и «Стрижи», обучается 72 часа, а Южная дирекция (Краснодарский край), где пока есть только «Ласточки» — 40 часов.

Учебный тренажёр с макетом железной дороги. Фото: Роман Вуколов.
Учебный тренажёр с макетом железной дороги. Фото: Роман Вуколов.
Пульт управления тренажёром с макетом железной дороги. Фото: Роман Вуколов.
Пульт управления тренажёром с макетом железной дороги. Фото: Роман Вуколов.
Токосъёмник скоростного электропоезда. Фото: Роман Вуколов.
Токосъёмник скоростного электропоезда. Фото: Роман Вуколов.

По учебному плану РЖД, центр разрабатывает свои программы. Сами обучающиеся так же предлагают идеи того, что бы ещё они хотели узнать о работе. Так же производится разбор и проработка ситуаций происходивших на железной дороге в течение прошедшего полугодия.

Учебный центр Дирекции скоростного сообщения. Фото: Роман Вуколов.
Учебный центр Дирекции скоростного сообщения. Фото: Роман Вуколов.

Если вы играли в Trainz то примерно представляете себе, что такое симулятор поезда. Вроде как просто сидишь и едешь из одного города в другой, останавливаясь на станциях, и пытаясь не отстать от графика. Но профессиональный динамический тренажёр это нечто значительно большее. Здесь не просто в точности воспроизведены все органы управления скоростным поездом, но и передаются все физические ощущения от его движения. Кабина раскачивается, вас вдавливает в кресло при резком разгоне и толкает вперёд при торможении. Меняется погода и время суток, случаются различные смоделированные ситуации. Все маршруты созданы на основе реально существующих железных дорог. Короче, полное погружение. На тренажёре проводятся дополнительные 8 часов занятий. На почти таких же тренажёрах учатся лётчики.

Динамический тренажёр для обучения машинистов «Сапсана». Фото: Роман Вуколов.
Динамический тренажёр для обучения машинистов «Сапсана». Фото: Роман Вуколов.

Преподаватель или экзаменатор видит и слышит всё что происходит в кабине тренажёра, вид на дорогу, показание всех приборов и датчиков виртуального поезда. Отсюда же задаёт маршрут, модулирует погодные условия, время суток, неисправности и ситуации. Во время экзамена всё что делает испытуемый оценивает специальная программа, позволяющая исключить субъективное решение экзаменатора.

Пульт управления динамическими тренажёрами скоростных поездов. Фото: Роман Вуколов.
Пульт управления динамическими тренажёрами скоростных поездов. Фото: Роман Вуколов.

В Центре два тренажёра. Один, это «Ласточка». Такие поезда ходят не только между городами, но и в Москве на МЦК. Этот тренажёр попроще, его кабина статична и не воспроизводит перегрузки.

Кабина тренажёра поезда «Ласточка». Фото: Роман Вуколов.
Кабина тренажёра поезда «Ласточка». Фото: Роман Вуколов.

Второй, самый крутой, с точки зрения обывателя, это конечно «Сапсан». Я не стал отказывать себе в удовольствии покататься именно на нём. Может показаться, что управлять современным поездом просто: разогнался, проехал часть пути, притормозил у станции, а умная автоматика сделает всё за тебя, даже остановит поезд, если ты вдруг забыл где у него тормоз. Но всё это до того момента как хитрый оператор не смоделировал неисправность или аварию: на экранах загораются непонятные символы, женский голос (это такое альтер-эго поезда) сообщает о том, что что-то пошло не так, и пора быстро принимать решение. Ок, Гугл, что означает вон тот мигающий жёлтый значок на втором слева экране в «Сапсане»? Но вот уже сработавшее аварийное торможение выталкивает вас из кресла на скорости 250 км/ч. Незачёт. Иди учись, студент, зубри конспект!

Кабина динамического тренажёра поезда «Сапсан». Фото: Роман Вуколов.
Кабина динамического тренажёра поезда «Сапсан». Фото: Роман Вуколов.

Так выглядит тренажёр «Сапсана» в движении. Оцените как качается кабина, меняются погода и время суток. С такого ракурса конечно погружение не очень ощущается, но, поверьте, в кресле машиниста ощущения того, что это всего лишь коробка с экраном в здании учебного центра полностью пропадают.

Динамический тренажёр «Сапсана». Фото: Роман Вуколов.
Динамический тренажёр «Сапсана». Фото: Роман Вуколов.

В общем, центр оставил сильное впечатление. Жаль я уже староват, чтобы учиться на машиниста. Пойду поиграю в Trainz.