Укулеле как показатель музыкальной культуры и образовательной системы общества.
Однажды ко мне обратились с просьбой научить игре на укулеле. Запрос был из Нидерландов. То есть предполагалось заниматься дистанционно. На мой резонный вопрос "Разве не нашлось преподавателей ближе?" мне ответили, что в Нидерландах укулеле не обучают.
Честно говоря, не могу утверждать правда ли это (или, быть может, человеку не повезло в поисках), но подозреваю большую вероятность такого положения дел. Если кто-то знает точно - напишите, пожалуйста, в комментариях - очень интересно.
Почему я предполагаю, что в Европе с обучением и самообучением игре на этом достаточно простом в освоении инструменте дела обстоят несколько иначе, чем в России? Это, кстати, справедливо и по отношению к блокфлейте и клавишным (на начальном уровне). У нас, чтобы начать играть, взрослые люди ищут репетитора. В Европе желающие научиться играть на первых порах могут обходиться своими силами. Скорее всего, эта разница происходит оттого, что в Европе в общеобразовательных школах преподают азы музыкальной грамоты. Дети обучаются нотам, основам музыкального исполнительства на различных инструментах (оркестровых и современных), поют в хорах, играют в школьных духовых и камерных оркестрах (в том числе на городском уровне).
Для людей, ещё в детстве получивших эти начальные знания и практически соприкасаясь с музыкой, не представляет большого труда самостоятельно изучить укулеле, блок-флейту и другие инструменты, а также музыкальное программирование. Поскольку и голова и руки на практике освоили базовые понятия теории и элементы музыкального языка: ритм, мелодию, нотную запись и т.д. И главное - уже со школы дети понимают, что игра на инструменте осваивается только через труд, а не по принципу "нажми на кнопку - получишь результат".
Казалось бы, чего проще: купи инструмент, поставь в телефон приложение для настройки, скачай таблицу аккордов, выбери песню, зажми левой нужную комбинацию струн, правой двигай вверх-вниз по струнам - на начальном этапе достаточно. И главное, всё уже зазвучит! Но ведь не звучит! Не получается!
Так с чем же мне как преподавателю приходится сталкиваться в своей практике? Именно с отсутствием базовых навыков у людей разного возраста, которые вдруг решили заняться музыкой. Нет слуховой чувствительности к длительности звука, к высоте; проблемы с координацией рук, вообще с координацией одновременного пения и двигательной активности рук, с пониманием ритмики стиха (основы песенного текста). А если человек "с ноля" приходит заниматься гитарой или фортепиано, или духовыми инструментами, вокалом, то там добавляется еще целый ворох проблем, включая психологические, которые влияют на дыхание, зажатие корпуса и мышечной деятельности в целом.
Разумеется, нельзя утверждать, что в Европе все поголовно музыкально грамотны. Равно как и обратное утверждение, что в России плохо с общим музыкальным образованием - тоже не верно. Но абсолютно права Татьяна Черниговская, говоря, что дело не в том, знает ли человек, кто такой Чайковский или умеет играть одним пальцем "Два веселых гуся". А в том, насколько мозг человека натренирован, насколько активно создаются и работают нейронные связи, которые лучше начинать "прокачивать" в детском возрасте.
Как бы то ни было, несмотря на пошатнувшиеся в нашей стране систему образования и культуру, меня радует появление в музыкальной среде такого инструмента, как укулеле. Похоже, благодаря этому маленькому "пришельцу" с гавайских островов, люди начинают верить в себя.
Поэтому когда я вижу объявления о поиске репетитора для занятий укулеле, я мысленно готовлюсь к тому, что ко мне придет человек, у которого будет много вопросов. Но для которого также будет достаточно примерно трех месяцев занятий по два раза в неделю, чтобы освоиться в новом для него мире музыки - в мире, котором он/она откроет для себя много нового и интересного о самом главном - о себе самом.