Найти в Дзене

Белая смерть. Или как стать мировой легендой

Хяюхя Симо, именно так звали легенду родился в селении Раутъярви в Выборгской губернии, недалеко от Иматры (сейчас рядом граница с Россией) в семье крестьян. Был седьмым ребёнком из восьми детей.
Ходил в народную школу в Миетиля и со старшими братьями работал на земле. В семье любили рыбачить и охотиться.
Сразу по достижении 17 лет вступил в местный охранный отряд, где тренировался в снайперской
Оглавление
"Белая смерть"-именно такое прозвище получил один из самых результативных снайперов в мировой истории.

Хяюхя Симо, именно так звали легенду родился в селении Раутъярви в Выборгской губернии, недалеко от Иматры (сейчас рядом граница с Россией) в семье крестьян. Был седьмым ребёнком из восьми детей.

Ходил в народную школу в Миетиля и со старшими братьями работал на земле. В семье любили рыбачить и охотиться.

Сразу по достижении 17 лет вступил в местный охранный отряд, где тренировался в снайперской стрельбе и удачно показал себя в соревнованиях снайперов среди Выборгского отделения этой организации.

Военная служба

В 1925 году начал служить в финской армии в Райвола, во втором велосипедном батальоне. Поступил в школу унтер-офицеров и окончил её унтер-офицером первого велосипедного батальона в Терийоки. Снайперскую подготовку Хяюхя получил более чем через 9 лет службы в крепости Утти в Коувола.

Советско-финская война (1939—1940)

Во время Советско-финской войны (1939—1940) назначен служить снайпером, где служил постоянно до тяжёлого ранения в самом конце войны. Хяюхя служил в том числе в Колла, в 6-й роте 34-го пехотного полка Аарне Ютилайнена, прозванного за службу во французском легионе Марокканский ужас. Здесь заметили, что Хяюхя также чрезвычайно умело использует пистолет и автомат.

Количество убитых противников

За три месяца участия в боевых действиях, вплоть до ранения, Хяюхя уничтожил около 500 солдат противника огнём из винтовки и ещё более 200 из пистолета и пистолета-пулемета. Количество убитых советских солдат бралось в подсчёт со слов самого снайпера и при подтверждении товарищей, считались только убитые наверняка. Не бралось в расчёт, когда по одной цели стреляло несколько снайперов. По свидетельству Роберта Брантберга (фин.), за один только день 21 декабря 1939 года Хяюхя застрелил рекордное количество — 25 советских солдат. За три первых декабрьских дня общий счёт был 51 солдат. Окончательный итог назвать невозможно, поскольку трупы оставались на советской стороне.

Критика счета

Вопреки широко распространенному мнению, Хяюхя не является самым результативным снайпером в истории. Как минимум три советских снайпера: М.Сурков, В.Салбиев и В.Квачантирадзе имеют больший счет. Чрезвычайно высокий счет Хяюхя подвергается сомнению, так как в финской армии не существовало системы подтверждения снайперского счета, и он известен лишь со слов самого стрелка. Единственным официальным документом, где упомянут снайперский счет Хяюхя, является свидетельство о награждении его именной винтовкой за убийство 219 красноармейцев, датированное 17 февраля 1940 года - за 19 дней до ранения. То, что Хяюхя убил порядка 300 человек за столь непродолжительный срок представляется крайне маловероятным. Кроме того, названное Хяюхя число убитых им красноармейцев не совпадает со сводками о потерях подразделений РККА на тех участках, где он действовал .

Ранение

6 марта 1940 в Колла Хяюхя был тяжело ранен в левую половину лица. Широко распространена версия о том, что он был ранен разрывной пулей, однако она не соответствует действительности, так как такие пули РККА не применялись. Нижняя часть его лица была изуродована и челюсть раздроблена. Хяюхя эвакуировали в бесчувственном состоянии в тыл, и очнулся он лишь 13 марта 1940 года, в день окончания войны. После ранения Хяюхя в войсках распространилась молва, что он умер от ран. Он лечился в Ювяскюля и в Хельсинки. Ранение требовало после войны длительного ухода и частых операций. Челюсть восстановили взятой из бедра Хяюхя костью. В результате тяжёлой травмы Хяюхя не взяли на службу в войну 1941—1944, несмотря на его ходатайства.

Тактика

Хяюхя использовал предназначенное для охранных корпусов снайперское оружие — винтовку M/28-30 шпиц (фин. Pystykorva) (под номером 60974). В отличие от снайперов противника предпочитал стрелять с открытого прицела. Таким прицелом можно было быстрее поймать цель в отличие от оптического прицела, чьи стёкла легко покрывались инеем зимой. Блеск линз также зачастую выдавал расположение снайпера[5]. Применение оптического прицела вынуждало снайпера держать голову на несколько сантиметров выше, что значительно повышало риск быть убитым.

Есть сведения, что помимо винтовки он использовал пистолет-пулемёт Suomi.

Хяюхя также развил снайперскую технику и тактику в подходящих зимних условиях. Он, например, замораживал водой наст перед стволом винтовки, чтобы при выстреле снег не взлетал, держал снег во рту, чтобы пар от его дыхания его не выдал. Толстая одежда выравнивала пульс и дыхание. Пользой для Хяюхя был и его маленький рост — 152 см — ему было легче спрятаться.

После войны

После войны Симо Хяюхя работал земледельцем в Руоколахти (Южная Карелия). Он занимался разведением собак и охотой; поохотиться с ним вместе на лося приезжал и президент Урхо Кекконен.

Когда у Хяюхя спросили в 1998 году, как из него вышел такой хороший снайпер, он ответил лаконично, одним словом: «Тренировка». По характеру он был скромным человеком, никогда не возвышал себя и не хвастался своими заслугами. Он очень редко давал интервью и упоминал о сделанном лишь при необходимости.

Хяюхя работал долгое время в составе руководства общества Братства Битвы при Колла. Последние годы он провёл в Хамине, в доме-хосписе для ветеранов. Незадолго до его 96-летия на вопрос журналиста, чувствовал ли он, когда стрелял, угрызения совести, Хяюхя ответил отрицательно. «Я делал то, что приказывали, и так хорошо, как только мог».

Информация взятя с https://ru.m.wikipedia.org