Периодически езжу на свою малую Родину навестить родственников живых и проведать могилки ушедших, походить по родной земле, подышать тем особенным воздухом, которым пропитаны счастливые моменты детства.
Сколько себя помню, приезжая на лето к бабушке с дедушкой, нас всегда, помимо конфет, угощали местным гематогеном. На обертке желтого цвета была изображена девочка с красным бантом. В свободном доступе в сети нашел фото этой обертки.
Не говорю уже про колбасы. На любой вкус и цвет. Натуральные, из мяса. Это в моей детской памяти осталось в 80-х годах 20 века.
Сам же завод начал работу в начале 30-х годов. К 1940 году были введены в строй все линии производства.
Башня энгельсского мясокомбината до сих пор видна даже с противоположного берега Волги, от Саратова.
А потом наступил 1941 год. Ни на один день комбинат не прекращал свою работу, выпуская до 200 тонн мясных продуктов в сутки! Кроме того, поставлялись для нужд Красной Армии вакцины и сыворотки, а главное - так необходимый в гнойной хирургии первый в мире антибиотик - пенициллин.
Мясная продукция поставлялась не только по Союзу, включая Москву, но и за рубеж. Основным поставщиком скота был Казахстан.
Сколько тщетных боевых вылетов совершила фашистская авиация, пытаясь уничтожить завод, не скажет, наверное, уже никто. Но в завод, как и в расположенный неподалеку великий мост через Волгу, снаряды не долетели. Зенитчики работали круглосуточно.
Многие годы, вплоть до закрытия предприятия, местная железнодорожная станция называлась "Мясокомбинат". Теперь она называется "Приволжский".
То, что страстно желали, но не смогли сделать фашисты, с легкостью сделали местные дельцы, перешедшие вместе с разваленной страной на рельсы рыночной экономики.
С развалом СССР поставки скота начали сокращаться. Какое-то время продолжал выручать Казахстан и местные разоряющиеся совхозы.
А потом предприятие практически простаивало. В 2003 году были предприняты последние попытки вдохнуть в него жизнь. Но тщетно. Обанкротили и закрыли за неликвидностью.
В 2015 году разрушенные остатки корпусов разбирали на кирпич. К слову про качество кирпича начала 30-х годов. Встретил на территории местного мужика, который из кирпичного боя выбирал целые изделия страны Советов, очищал остатки бетонного раствора и складировал в штабель. Уверен, что этот кирпич прослужит еще не меньше 100 лет.
Ходить там опасно только по одной причине. Может что-то упасть сверху. Лестничные марши специально демонтированы. Забраться на высоту нельзя. Но опасность таится на самой высоте.
Территория большая, корпусов много. Трудов на строительство и сил на разрушение вложено много.
Гнетущая обстановка. Мысль крутится одна и та же: "такую страну прос...али".
Ложка меда на бочку дегтя все же будет. Башню сохранили. Используют в качестве телевышки и радиоантенны сотовых операторов связи. Небольшую часть территории отдали энгельсскому заводу гофротары. Картонные коробки производят теперь.
На улице поселка, рядом с бывшей проходной, установлен памятный камень.
Так завершилась история одного предприятия одной переставшей существовать страны.
Однако жизнь продолжается!
Всем спасибо за внимание!