Найти в Дзене
Аналитик дзен

Как задавать вопросы лучше, чем это делает Навальный

Оглавление

Часто мы видим попытки задать острые политические вопросы. В большинстве случаев их как будто и ждали, эффекта – никакого. Покажем ошибки, и как можно их исправить, подготовившись лучше.

Вот встреча Путина в 2017 году. https://youtu.be/cgRe5Gx2h2Q

Девушка Анастасия задаёт вопрос к Путину:

– Как развивать страну в будущем, если количество бюджетных мест сокращается, а стоимость на обучение, конечно же, возрастает?
В.В. Путин: – Количество бюджетных мест не сокращается.
Анастасия: – Но ведь статистика даже есть?
В.В. Пунин: – Нет. Количество бюджетных мест увеличивается.

Навальный анализирует ситуацию и показывает следующие данные.

Из выступления Навального  https://youtu.be/cgRe5Gx2h2Q
Из выступления Навального https://youtu.be/cgRe5Gx2h2Q

Из графика видно, что количество бюджетных мест за период 2000 – 2017 гг. действительно сократилось на 9,68% . Выходит, что правы Анастасия и Навальный.

Однако, если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что за период 2014-2017 гг. присутствует рост на 9,1% по сравнению с 2014 г. Получается, что прав Путин тоже.

Типичная манипуляция с двух сторон – использование удобных данных. Вам интересно обсуждение на таком уровне? Вы серьёзно думаете, что такой вопрос надо задавать Путину, кто имеет прекрасную память на цифры, тем более базовые. Думаете, он не знает, что делается с бюджетными местами?

Мы все прекрасно понимаем, что в образовании в России есть проблемы, только они в другом.

Давайте разберёмся в сути

Дело не в количестве бюджетных мест, а в том, что две трети студентов работают не по специальности после окончания. Образование стало невостребованным экономикой. Это одна сторона. Другая сторона в том, что школьное образование ухудшилось содержательно и структурно, а вузовское устарело.

Школьное образование оглупилось и одновременно замусорилось пустой нагрузкой на детей в виде презентаций и проектов – нагрузкой, которая стала огромной проблемой. Вузовское образование переключилось на подготовку «недоспециалистов» (бакалавров). Тенденции очевидны каждому.

Наш вопрос Путину

Будем использовать другую стратегию. Не будем спрашивать то, что и так известно. Спросим, что важно, зададим вопрос о принципиальной позиции.

– Владимир Владимирович, мы знаем, что государство много делает для образования. Несмотря на сложности, количество бюджетных мест возрастает, возрастают и расходы бюджета. Это не может не вызывать уважения. Но что происходит с выпускниками? Только 37% работают по специальности. Получается, что наши расходы – вхолостую? Что вы предлагаете делать – оставить ситуацию как социальный буфер, имитируя образование, трансформируя в «сферу услуг», или сделать образование локомотивом экономики, развивая глубокие всесторонние знания, необходимые для лидерства страны в постиндустриальную эпоху?

А почему не подготовить свой вариант ответа, концепцию, – может быть, и вопрос задавать будет не нужно.