Найти в Дзене
Шагаем по планете

Как выживали за полярным кругом: рассказывает Владимир Кошелев-почетный полярник СССР

Зашивайте!
Экстремальные ситуации в моей жизни случались еще до работы во льдах Северного полюса. Например, в 1975 году на Колыме, когда я только начинал работать врачом, у меня был вызов в один из районов к раненому парню. Ранение оказалось тяжелым - пришлось оперировать прямо на месте. Как только я сделал разрез, вдруг взорвалась лампочка. Все осколки посыпались прямо в огромную рану! Что
Оглавление

Зашивайте!


Экстремальные ситуации в моей жизни случались еще до работы во льдах Северного полюса. Например, в 1975 году на Колыме, когда я только начинал работать врачом, у меня был вызов в один из районов к раненому парню. Ранение оказалось тяжелым - пришлось оперировать прямо на месте. Как только я сделал разрез, вдруг взорвалась лампочка. Все осколки посыпались прямо в огромную рану! Что делать? Пришлось срочно связываться со специалистами из Магадана для консультации. Их ответ меня поразил.
- Ничего страшного. - сказали мне. - Уберите куски покрупнее и зашивайте рану.
В принципе, другого выхода и не было. Что я еще мог сделать в тех условиях? Пришлось так и поступить: аккуратно удалив все крупные куски стекла, я просто зашил рану. И что вы думаете? Парень выжил! Мы потом еще долго с ним поддерживали отношения и переписывались.

Владимир Кошелев. Фото с сайта https://www.makhovikov.ru
Владимир Кошелев. Фото с сайта https://www.makhovikov.ru


Дрейфующие станции


И все же больше всего экстремальных ситуаций возникало во время работы на Северном полюсе. Обычно полярные дрейфующие станции размещают на паковых льдах (толщиной от двух до трех метров). Но лучше всего, конечно, для этого подходили ледяные острова, которые обнаруживали с воздуха путем аэроразведки.
В 1979 году я зимовал на станции «Северный полюс-22», которая как раз и располагалась на ледяном острове (он, кстати, прослужил площадкой для станций семь лет). Это была льдина толщиной метров 15-20. Известный советский и российский исследователь Арктики и Антарктики Артур Чилингаров зимовал на 19-метровой. Правда, и такие громадины все равно в конце концов раскалываются.
Разломы льдин под дрейфующими станциями бывают часто. Мы постоянно оттаскивали палатки с одного места на другое, чтобы они не попали в трещины. Иногда мы не успевали это сделать, и палатки с запасами продовольствия или хозяйственные постройки уходили под лед.

Фото с сайта https://www.makhovikov.ru
Фото с сайта https://www.makhovikov.ru


Спасайте собак!


Как-то волна льда во время торошения прошла прямо по нашему лагерю: накрыла все, разломала постройки. Кто-то не успел вынести компьютер, кто-то - кожаную куртку. А один наш товарищ даже остался без документов. К счастью, обошлось без жертв. Мы в то время уже готовились к эвакуации, собирались и ждали ледокол. Все произошло в течение нескольких минут.
Люди порывались еще что-то спасти, но я им не разрешил, ведь это очень опасно. Да и чего жалеть о вещах, если под угрозой человеческие жизни! Впрочем, кое-кто больше заботился о животных. Например, нам неожиданно пришла телеграмма от Брижит Бардо, в которой она просила: «Спасайте ездовых собак!» Как выяснилось, нашу эвакуацию транслировали по телевидению и звезда экрана двое суток наблюдала за нашими приключениями. К тому времени как пришла телеграмма, с собаками уже все было в порядке, о чем мы и известили госпожу Бардо.
Посадка на трещины
Вообще по лагерю подчас проходят десятки трещин. Но это не значит, что все они обязательно разойдутся. Хотя есть и такое понятие, как «дыхание трещины», когда она то увеличивается, то уменьшается - это происходит в 90% случаев.

Фото с сайта https://www.makhovikov.ru
Фото с сайта https://www.makhovikov.ru

Бывало, что самолет с грузом уже заходит на посадку на льдину, а по ней вдруг начинает змеиться трещина. Решения приходилось принимать мгновенно. Иногда для того, чтобы самолет сел, нужно было срочно «забутить» разлом: то есть напихать туда все, что попадется под руку - ветошь, доски, ненужные вещи, и залить все водой. Вода в проломе при минус 20-40 градусов смерзается быстро (если, конечно, ширина трещины не превышает пятидесяти сантиметров). Был у нас и такой случай, когда четырехмоторный АН-12 приземлился прямо на трещину, перевалил через нее, разгрузился, а через восемь часов прилетел туда же с новой партией груза.


Любители перчаток


Была у нас во время полярной работы еще одна проблема. Когда мы что-нибудь строили, все инструменты и детали старались класть как можно выше. В противном случае вещи просто пропадали: весьма любознательные пингвины, которые постоянно крутились под ногами, не упускали возможности приватизировать все, что плохо лежит. Особенно они почему-то любили таскать перчатки и рукавицы. Людей-то они не боятся - привыкли, что опасности от нас никакой не исходит, вот и «любопытствуют» по полной программе.

Фото с сайта https://www.makhovikov.ru
Фото с сайта https://www.makhovikov.ru


Остров Врангеля


Вот еще не менее экстремальная ситуация. С 1995 по 1999 год я был главой администрации острова Врангеля. Именно в то время поселок полярников сняли с «генгруза» -северный завоз прекратился. А на острове-то жили люди! У нас имелись начальная школа, интернат, другие учреждения. Надо было чем-то кормить население. Мимо острова шли суда - в Певек, Тикси, Мыс Шмидта и другие места. Капитанов многих из них мы хорошо знали, поэтому связывались с ними по радио и просили зайти к нам. Мы выменивали у них продовольствие на северные сувениры: унты, собачьи шапки, позвонки и клыки моржей. Так и выживали.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, впереди еще много интересного!