«Надо быть любопытным и делать только то, что нравится, даже если это не приносит денег»
Кензо Такада
Приветствую Вас, дорогой друг!
2020 год лишил нас многих талантливы людей, в том числе великих дизайнеров. И сегодня я предлагаю Вам вспомнить невероятную историю жизни одного из самых значимых модельеров, покинувших этот мир совсем недавно — Кензо Такады.
Созданный им стиль одежды называли «новым деконструктивизмом», и это не пустые слова.
Сам термин «деконструктивизм» в мире моды появился во второй половине 80-х годов как часть философской системы, сформировавшейся под влиянием работ Жака Деррида.
А принципы деконструктивного костюма лучше всего описаны в статье Элисон Джилл «Деконструктивистская мода: создание незаконченной, распадающейся и перешитой одежды».
Деконструктивизм — это, прежде всего, философия с привкусом протеста, призывающая взглянуть на моду как на интеллектуальную сферу, отказавшись от «легкомысленных» сексуальных форм (так популярных в конце 70-х) и устоявшихся стандартов в пользу смысловых компонентов одежды.
По задумке создателей этого направления, именно элементы конструкции костюма должны олицетворять его «интеллектуальную сторону», идеологическую составляющиую, а значит все, что ранее считалось изнаночной стороной одежды необходимо выставить на показ — выпустить наружу швы, оставить открытые строчки и необработанные края, использовать асимметричные подолы, — да и просто отказаться от привычных «нерушимых» законов кроя и дизайна, создавая свободные гипертрофированные формы и используя увеличенные размеры. Да, именно с легкой руки деконструктивистов зародился так полюбившийся нам оверсайз.
Прекрасной иллюстрацией идеи альтернативного взгляда на моду были коллекции, созданные Кензо Такадой. Он первым, кто предложил европейским модницам отказаться от облегающих силуэтов и запрета на использование в образе более трех цветов, облачившись в пестрые скрывающие фигуру наряды, вдохновленные классическим кимоно. «Мой стиль – разрушение haute couture», — так описывал свои работы сам модельер, подчеркивая по истине деконструктивистское стремление нарушать модные каноны.
И это не удивительно, поскольку весь творческий путь Кензо Такады уникален и полон великих свершений без оглядки на устоявшиеся традиции.
Такада родился в 1939 году в японском городе Химедзи в семье владельца чайного домика.
Однажды юному Кензо в руки попался местный модный журнал Sunflower. Красивые наряды сначала вдохновили будущего модельера на создание платьев и костюмов для кукол своих сестер, а годами позже и вовсе бросить обучение в Университете международных отношений в Кобе, и В 1958 году, вопреки желанию семьи, стать первым мужчиной, поступившим в старейшую японскую школу модельеров Bunka Gakuen.
Вот как об этом рассказывал Кензо Такада в интервью The Financial Times в 2019 году: «Мне однажды сказали, что японец-мужчина не может работать в модной индустрии в Париже… Мужчин в школы моды просто не принимали. Творческое начало в японском обществе 1950-х считалось недопустимым. И больше всего родители противились именно моему стремлению к работе в модной индустрии».
Тем не менее, Такада не только успешно окончил обучение, но и возглавил список лучших выпускников Bunka Gakuen.
А уже в 1960 году престижный японский журнала Soen вручил ему премию, что позволило новоиспечённому модельеру посвятить себя дизайну одежды для девочек в универмаге Sanai. Однако в душе Такада мечтал очутиться в Париже, и в 1964 году ему представилась такая возможность, когда правительство Японии решило снести его дом, готовясь к Олимпийским играм. Такада получил денежную компенсацию, которой аккурат хватило, чтобы купить билет на корабль, идущий во Францию.
И вот, 1 января 1965 года Кензо Такада вышел на Лионском вокзале в Париже без копейки в кармане, но преисполненный идеей открыть собственный бутик.
Поначалу модельер продавал свои эскизы и работал в качестве стилиста на текстильной фабрике Pisanti.
А в 1970 году на блошином рынке Парижа он познакомился с женщиной, которая за очень небольшую плату предложила ему снять помещение в пассаже «Галери Вивьен», и мечта Такады о бутике осуществилась.
Поклонник художника-самоучки Анри Руссо, он собственноручно оформил помещение в стиле джунглей, а самому бренду дал озорное название Jungle Jap (англ. «япошка из джунглей»), что в следующем году, когда Такада повез свои модели в США, стало причиной грандиозного скандала. Лига японских граждан Америки даже подала на него в суд с требованием отказаться от оскорбительного слова «япошка», однако суд вынес вердикт в пользу модельера. Тем не менее, по возвращении во Францию, Кензо Такада решил отказаться от провокационного названия, и в 1976 году переименовал свой бренд в уже знакомый нам Kenzo.
Первая коллекция Такады была выполнена в недорогих тканях и представляла собой кричащие наряды с не сочетаемыми принтами. В роли манекенщиц выступали непрофессиональные модели с замазанными зеленой краской прыщами.
Тем не менее, коллекция имела огромный успех, и в том же 1970 году наряд от Кензо Такады украшал обложку журнала Elle, а в 1971-м, Такада презентовал свои модели в Токио и Нью-Йорке.
Вскоре его бутик переехал из скромного помещения в пассаже на Площадь Победы в Париже, а модные показы приобрели характер эпатажного шоу. К примеру, в 1978-м и 1979-м площадкой для презентации новой коллекции Kenzo стал настоящий цирк-шапито, а сам модельер в конце представления выезжал к изумленным зрителям на слоне.
В 80-е к женской линии одежды прибавились мужская, детская, а также линейка в более доступном ценовом сегменте. Кроме того, под маркой Kenzo начался выпуск парфюмерии. В 1984 Министерство культуры Франции наградило Кензо Такаду Орденом искусств и литературы (степень кавалера).
Не смотря на головокружительный успех Kenzo, в 1993 году модельер продает свою торговую марку французскому концерну LVMH, самому крупному в мире производителю предметов роскоши, оставив за собой лишь место креативного директора:
«Я решил продать компанию по целому ряду причин. Все стало слишком коммерциализировано. Менялась мода, менялись темпы работы», ―
признался он The Financial Times.
А 1999 году Такада и вовсе прощается с миром моды, дабы посвятить себя изобразительному искусству:
«Я все еще делаю наброски, но уже не для модной индустрии. Мне нравится мода, но в ней каждый сезон нужно делать что-то новое: новые съемки, новые концепции, новые материалы. Все меняется так быстро. Думаю, я остановился в нужное время. Сейчас я, например, делаю костюмы для оперы».
В начале-середине 2000-х Кензо много путешествует и пишет картины, выставка которых проходила даже в Москве и называлась Kenzo Nô. Это были шестнадцать крупных полотен и несколько акварелей, вдохновленных японском театром.
И вот, в январе 2020 года Кензо Такада решил вернуться в бизнес и торжественно объявил о запуске своего нового бренда товаров для дома K3.
Радостная новость быстро облетела весь свет, но уже 4 октября руководство компании официально заявило о кончине одного из величайших дизайнеров современности:
«С огромным прискорбием бренд K3 объявляет об уходе из жизни прославленного художественного директора Кензо Такады. Всемирно известный дизайнер скончался в воскресенье, 4 октября, из-за последствий COVID-19 в возрасте 81 года в Американском госпитале в Нейи-сюр-Сен, Франция», — цитирует CNN.
Смерть модельера пришлась на время приготовлений к парижской неделе моды на фоне растущего количества случаев заражения COVID-19 во Франции.
Кензо Такада буквально перевернул размеренный мир моды 80-х, изящно объединив лучшие традиции Востока и Запада в совершенно новом стиле. Он стал первым дизайнером-мужчиной в Японии и первым дизайнером-японцем на Неделе моды в Париже, тем самым открыв ранее недоступный для азиатских модельеров путь в мир европейской моды.
Покойся с миром, кроткий гений с обворожительной улыбкой.
Дорогой друг, спасибо Вам, что дочитали эту статью до конца. Если она была Вам интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.