Найти тему
ПролетКульт

Нестандартные актрисы советского кино.

Оглавление

Принято считать, что быть актрисой - удел исключительно красавиц. Однако наши сегодняшние героини опровергают это утверждение, доказывая, что для достижения всенародной любви не всегда нужно соответствовать стандартам. Мы составили для вас список из 7 прекрасных женщин, которые не вписывались в стандарты красоты своего времени, но навсегда оставили свой след в наших сердцах.

Тамара Носова (1927-2007)

Одна из самых популярных комедийных актрис 1950-60 гг. Детство актрисы было сложным. Мать умерла спустя 1,5 года после рождения будущей артистки, а отец, не справившись с грузом ответственности, отдал троих детей в детский дом. Вскоре девочку удочерили. После школы Тамара Макаровна поступила во ВГИК, а в 1948 г. уже сыграла свою первую роль Валентины Филатовой в «Молодой гвардии». После этого последовало множество приглашений от других маститых режиссеров. Сама Носова всегда хотела быть драматической актрисой, но преподаватели с самого начала увидели в ней комедийное дарование. Без харизмы и огромного актерского таланта актрисы уже невозможно представить такие знаковые фильмы как «Карнавальная ночь», «Королевство кривых зеркал», «Свадьба в Малиновке», «Женитьба Бальзаминова» и многие другие.

Евгения Ханаева (1921-1987)

Народная артистка СССР (посмертно). Тонкая и образованная актриса на экране воплощала образы резкой и эксцентричной особы. Родилась будущая звезда советского кино в семье солиста Большого театра Никандра Ханаева, любимца самого товарища Сталина, лауреата трех Сталинских премий. Детство актрисы протекало в атмосфере богатства и благополучия, что однако не мешало девочке быть скромной, заниматься музыкой и грезить о театре. Родители, кстати, эти фантазии не одобряли, из-за чего Евгении Никандровне пришлось стать студенткой юридического факультета МГУ. Но мечта о театре не отпускала девушку, и она бросает университет и в 1947 г. Входит в число первых выпускников МХАТа. Уже в студенческую пору Ханаевой сказали, что с такой непривлекательной внешностью рассчитывать на роли главных героинь ей не стоит, из-за чего она так и не решилась отправить свои фотографии на киностудии. В полной мере талант актрисы стал раскрываться только в 1970-х гг., когда во МХАТ пришел Олег Ефремов, разглядевший талант актрисы. В 1976 г. случился первый кино-триумф Ханаевой в фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш», благодаря которому она стала известной широкой публике. Далее последовали такие фильмы как «По семейным обстоятельствам», «Москва слезам не верит», «Блондинка за углом», а также множество ярких ролей в детских фильмах.

Ирина Мурзаева (1906-1988)

«Королева эпизода», фамилию которой сейчас вспомнит редкий кинолюбитель. Большинству зрителей Мурзаева запомнилась по ролям бабушек и соседок, а также массой эпизодических ролей в «Ералаше». Родилась будущая актриса в Красноуфимске, но после множества переездов, семья поселилась в Москве. Еще в в период учебы в женской гимназии, Мурзаева начала заниматься в драмкружке, где получила первые знания по актерскому мастерству. В 1937 г. актриса поступила в труппу театра Ленинского Комсомола, в котором проработала до 1956 г. В 1941 г. снялась в своем первом фильме «Сердца четырех» (вышедшем на экраны только в 1945 г.). Образ маникюрщицы Тамары Спиридоновны прославил актрису на весь Советский Союз. Так начал складываться образ «королевы эпизода». Все героини актрисы, будь то сварливые соседки, бабушки, тетушки, фрейлины, обладали яркой индивидуальностью, которую только усиливала невзрачная внешность. Среди самых заметных ролей Мурзаевой можно выделить работы в картинах «Свадьба» (в котором снималась с самой Фаиной Раневской), «Близнецы», «12 стульев», «Сказка и потерянном времени», «Железный поток», «Простая история» и многие другие, в том числе, роли в «Ералаше» и «Фитиле».

Серафима Бирман (1890-1976)

Народная артистка РСФСР (1946). Выросла в Молдавии в семье отставного офицера. Свою театральную карьеру начала до революции, будучи актрисой МХТ еще в 1911 г. Огромную роль в творческой судьбе актрисы сыграли Станиславский, Вахтангов и Сулержицкий, которые помогли побороть зажатость Бирман. Первой заметной работой стала роль Гортензии в спектакле «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони. Кинокарьеру Бирман начала еще в эпоху немого кино, сыграв в 1918 г. в криминальной драме «А он, мятежный, ищет бури…» . В 1920-х гг. последовали роли в комедиях «Закройщик из Торжка», «Девушка с коробкой». Свою самую значимую роль - Ефросинью Старицкую в знаменитой постановке Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», Бирман сыграла в 1944 г. и получила за нее Сталинскую премию и звание Народной артистки РСФСР. Далее последовали характерные комедийные роли в «Безумном дне» и «Обыкновенном человеке».

Вера Ивлева (1943-1999)

Одна из самых харизматичных актрис советского периода. Родилась Ивлева в Москве и с малых лет (вместе с братом-близнецом Александром) мечтала стать актрисой. С третьей попытки девушке все же удалось поступить в Театральное училище имени М.С. Щепкина, в котором стала настоящей звездой в студенческой среде. От комедийного таланта Ивлевой, впечатление от которого усиливала специфическая внешность, плакало все училище. С 1965 г. активно снималась в кино, правда, в эпизодических ролях. Первой значительной ролью актрисы стала Ткачиха в ленте «Сказке о царе Салтане», а самой известной работой Ивлевой принято называть роль Фимы Собак в комедии «12 стульев». Кроме того, в фильмографии актрисы значатся такие картины как «За спичками», «Спортлото 82», «Частный детектив, или Операция «Кооперация»», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и многие другие.

Рина Зеленая (1902-1991)

Народная артистка РСФСР (1970). Родилась Екатерина Васильевна Зеленая в Ташкенте, однако вскоре отца перевели в Москву. Будущая актриса училась в престижной гимназии фон Дервиза, закончив которую «случайно» поступила в Московское театральное училище. Путевкой в кино-жизнь для актрисы стал первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь», в котором Зеленая исполняла блатные песенки. Через некоторое время Зеленая вместе с Агнией Барто написала сценарий фильма «Подкидыш», в котором также снялась в небольшой, но очень яркой роли домработницы Ариши. Для зрителей стали незабываемыми роли черепахи Тортилы и бабушки Красной Шапочки, исполненной Зеленой в детских фильмах «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку». Последней для актрисы стала роль миссис Хадсон в фильмах о Шерлоке Холмсе, которую она исполнила в весьма преклонном возрасте.

Татьяна Пельтцер (1904-1992)

Народная артистка СССР (1972). Пожалуй, самая необычная участница нашего списка. А дело все в том, что молодую Пельтцер советский зритель никогда не знал, ведь прославилась она только в 49 лет и играла в основном роли бабушек, соседок, пожилых мам, тетушек и уборщиц. Между тем, в молодости Татьяна Ивановна была вполне привлекательной женщиной. Но красота ее была больше западного типа, причиной чему было смешение еврейских и немецких кровей. Отец актрисы, Иван Пельтцер, был знаменитым актером и режиссером, Заслуженным артистом РСФСР и лауреатом Сталинской премии. Он-то и привил дочери любовь к театральному искусству. Однако развитию кинокарьеры помешали замужество и переезд в Германию. Первым (и единственным) супругом Пельтцер был немецкий коммунист Ганс Тейблер. Брак не сложился и в 1931 г. Татьяна Ивановна вернулась в Москву. С работой не ладилось, будущей звезде даже пришлось покинуть Москву и отправиться в драмтеатр Ярославля. В столицу Пельтцер вернулась только в 1940 г. Первый успех пришел к актрисе в 1953 г., когда в кинотеатрах страны показали снятый на пленку спектакль «Свадьбу с приданным». Настоящий успех, всесоюзную любовь и образ «матери русского солдата» за ней закрепились после комедий «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин». Дальше были такие знаковые ленты как «Морозко», «Укротительница тигров», «Там, на неведомых дорожках», «Вам и не снилось», а также сюжеты «Ералаша».

Кого из актрис вы могли бы добавить в данный перечень? Делитесь своим мнением в комментариях.