При заходе в порт славного британского города Ньюпорт внимание к себе сразу приковывает необычная конструкция- то ли гигантский мостовой кран, то ли ферма разводного моста.. Вообщем, стоя на крыле судового мостика остро ощутил непреодолимое желание разобраться в том, что же я вижу. И как оказалось- не зря! Вечером, когда выдалось немного свободного времени, отправился знакомиться с этим инженерным чудом поближе. Мост-транспортер города Ньюпорт на реке Аск. К сожалению все мои фото, кроме двух ночных, канули в лету вместе со смартфоном, так что прийдется в качестве иллюстраций использовать фото из свободного доступа сети интернет.
История моста и факторы, приведшие к выбору столь необычной конструкции.
Активное развитие промышленного производства происходило на восточном берегу реки Аск, в то время как основная часть населения Ньюпорта была сосредоточена на западном берегу(а по существовавшему на тот момент мосту- это прогулка, средней протяженностью- 4 мили) . Это фактор номер раз.
В 1900 году порт города Ньюпорт был весьма востребован и загружен (видимо, гораздо более загружен, чем сейчас). И основной его центр находился выше по течению реки от того места, где нужен был мост. То есть, потенциальный мост должен был обеспечивать возможность прохода высоких судов выше по течению. Это второй фактор.
Непростой характер самой реки Аск- серьезный перепад уровня воды при приливе/отливе и постоянно изменяющееся время этих самых приливов/отливов ( это делало работу существовавшей на тот момент паромной переправы опасной и непредсказуемой). Фактор номер три.
Низкая береговая линия реки Аск. Немаловажный четвертый фактор.
Строительство тоннеля было технически сложно и финансово очень дорого, а строительство классического моста требовало высокой и длинной насыпи (в связи с вышеперечисленными факторами).
Инженер города-графства Ньюпорт Robert Haynes узнал о французском инженере по имени Ferdinand Arnodin, который спроектировал новый тип моста, позволявший обойти все существовавшие проблемы. Длинная ферма, установленная на двух высоких башнях, перекидывалась через русло реки. Ферма несла на себе направляющие, рельсы, по которым двигается платформа, на которую и подвешивается транспортная гондола. Была отправлена делегация во Францию, город Руан, где недавно и был построен мост-транспортер нового типа. И в конце 1900-го года было получено одобрение правительства на строительство переправы подобного же типа и в городе Ньюпорт. Инженерами были назначены все те же Haynes и Arnodin. Строительные работы были начаты в 1902-м году. В итоге, мост-транспортер был открыт 12 сентября 1906-го года, итоговая стоимость строительства-98000 фунтов.
Как уже было сказано выше, в упрощенном виде мост представляет собой металлическую ферму длинной 236 метров, установленную на башни, высотой 73.6 метра. Расстояние между башнями 180.5 метров. Для поддержания конструкции используются 2 бетонных якоря, весом 2236 метрических тонн каждый, и несущие тросы общим весом 199 тонн. Расстояние между центрами якорей 471 метр. Вес гондолы вместе с тросами, на которых она подвешена- 36 тонн. Платформа на которой подвешена гондола находится на высоте 54-х метров над водой (при полной воде).
Гондола перемещается со скоростью 3 м/с и приводится в движение двумя электромоторами мощностью 35 л.с. каждый, расположенными в здании машинного зала на восточном берегу реки.
В 1985 году мост был закрыт из-за крайне изношенного состояния конструкций. С 1985 по 1995 годы производились капитальные реставрационные работы, затронувшие сами башни, поддерживающие тросы, приводные тросы, машинный зал, гондолу, все электрические и механические системы.
В 2008-2010-х годах работа моста вновь приостанавливалась на ремонт.
В наши дни мост работает с апреля по сентябрь со среды по воскресенье с 10-ти утра до 5-ти вечера. В зимний сезон по предзаказу для экскурсионных групп.
Цена дневного билета- 4 фунта взрослый, 3 фунта- детский. За эту сумму посетители могут не только неограниченное число раз пересечь реку в гондоле, но и подняться по башням на верхнюю ферму моста. Единоразовый билет стоит 1.5 фунта взрослый и 1.0- детский. Билет туда-обратно 2.0 и 1.5 соответственно.
Глядя снизу вверх на всю эту конструкцию, у меня возник только один вопрос- сколько бы я заплатил, чтобы туда НЕ лезть?=) А вы смогли бы подняться?