Найти тему
Логопед, дефектолог

🎈 Ребёнок избегает сенсорных ощущений - что это такое с научной точки зрения и чем помочь

Синдром сенсорной защиты впервые был описан Wilbarger и Wilbarger (1990, 1991). Wilbarger и Wilbarger описали сенсорную защиту как «тенденцию давать негативную реакцию, часто сопровождающуюся тревогой, в ответ на сенсорные стимулы, которые обычно считаются не представляющими угрозы и не вызывающими раздражения».

На самом деле - это просто ещё один термин в копилку. Грубо говоря, авторы описывали в своих работах и наблюдениях, что сейчас во всём мире называют нарушением сенсорной интеграции.

Но если в нарушении сенсорной интеграции разбирают две стороны медали:

  1. когда ребёнку не хватает ощущений и он их прямо требует (может часами сидеть на качелях или заставляет родителей каждый час чесать ему спинку);
  2. и когда ребёнок избегает любых сенсорных ощущений (не разрешает до себя дотронуться, кричит как потерпевший в парикмахерской);

то в синдроме сенсорной защиты разбирают только второй вариант - когда ребёнок совсем избегает любых сенсорных ощущений (звуков, запахов, объятий, качаний, отказывается от некоторых продуктов и т.д.). Хотя, безусловно, авторы затрагивали в своих работах и первую сторону нарушений сенсорной обработки.

В своих исследованиях они говорят о том, что один из аспектов взаимосвязи обработки сенсорной информации и функции лимбической системы (отвечает за эмоции) заключается в том, что тревога, возникающая в стрессовой ситуации, может приводить к повышению сенсорной защиты. Делают акцент, что на базе сенсорной защиты могут возникать эмоциональные проблемы.

И самое важное, что описали авторы - это технику сенсорной суммации (смотрите ниже).

Воздействие на тактильную систему приводит к общему эффекту, распространяющемуся на все сенсорные системы. То есть если в большей степени стимулировать тактильные ощущения - это приведет к развитию и других сенсорных систем.

Что же такое техника сенсорной суммации?

Техника включает растирание рук, спины, ног щеткой. Затем делаются 10 надавливаний на суставы рук и ног. В конце осуществляется сенсорное раздражение пальцев рук и ног.

Эту технику рекомендуют проводить с двухчасовыми перерывами в течение дня на протяжении двух недель. А также вводят для деток сенсорную диету (на время убирают все сенсорные стимулы, которые вызывают у ребёнка негативную реакцию).

К тому же описывают, что в течение первых дней ребенок будет сильно сопротивляться растираниям. А к концу первой недели уже будет испытывать другие ощущения. К концу второй недели ощущения становятся менее сильными.

Я на занятиях пользуюсь элементами данного метода, которые описывают авторы, и вижу наглядные результаты в своей работе, и ни разу не было отрицательного эффекта. Но никогда не пользовалась именно ими описанным методом (или семья, которая на это была бы согласна, мне просто не попадалась).

Рекомендую к прочтению 🎈 В чём заключается психологический эффект Зейгарник

-2

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ => Логопед-дефектолог