Цвет из иных миров
Несмотря на то, что "Страна Лавкрафта" - амбициозный сериал команды Джордана Пила - имеет мало отношения к самому мэтру жанра ужасов в литературе, всё же 2020 год познакомил нас с экранизацией одного из рассказов Говарда Филлипса - "Цвет из иного мира".
Вообще, надо сказать, произведения Лавкрафта очень сложны для экранизации. Для тех кто не знаком, основные причины две. В книгах автора почти отсутствуют диалоги, и атмосфера нагнетается за счёт удушающе подробных описаний. К тому же, Лавкрафт зачастую описывает то, что принадлежит к иным мирам - формы, цвета и создания, которых просто невозможно вообразить.
Экранизация истории, где цвет имеет очень важную роль - смелый ход, ведь авторы фильма располагают лишь тем набором цветов, которые доступны нашему восприятию. Кстати, занятно вышли из положения авторы германской экранизации этой истории, вышедшей 10 лет назад - они сняли фильм в ч/б(!). Но что же получилось в новой постановке?
Новая версия истории о инопланетном метеорите, приспособившем местность под свои нужды и превратившем целую ферму в большую раскраску, была поставлена фанатом писателя Ричардом Стэнли. Рассказчик оригинальной истории, который узнаёт обо всех событиях постфактум, здесь сохранён в роли гидролога, который приезжает в окрестности, где недавно упал метеорит, и берёт пробы воды, после чего всячески рекомендует семейству Гарднеров не пить эту воду. Однако, своенравный отец семейства в исполнении Николаса Кейджа пренебрегает предостережениями - хотя метеорит упал непосредственно в его колодец - даже после того, как растения начинают вибрировать и покрываться цветками несуществующего цвета. К тому моменту, как герои понимают, что происходит что-то жуткое, выбраться почти невозможно.
Конечно, переезд невероятно крутой (наверное, одной из лучших) истории о вторжении инопланетного разума, в современный сеттинг с мобильниками и прочим - не самая лучшая идея, но, в целом, получилось неплохо. Несмотря на то, что создатели экспериментировали с сочетаниями цветов, температур и инфразвука для создания неведомого цвета, мы видим, в основном, что-то среднее между фиолетовым и лиловым. Впрочем, учитывая, что это нетипичные цвета для листвы, решение вполне неплохое. Саундтрек, записанный самобытным саксофонистом Колином Стетсоном, не сказать, что сильно решает, но приходится к месту.
В остальном же, попытка вполне засчитана - фильм вышел необычным, со своей визуальной стилистикой и атмосферой, неуютность которой ближе к концу фильма просто зашкаливает и давит на мозг. Физиологичность сцен вкупе с неестественностью цветов и общим напряжением, буквально передающим духоту через экран, по духу и ощущениям напоминает работы Баркера типа "Восставших из ада", а также визуальными решениями и брутальностью походит на "Мэнди" Косматоса, где также сыграл Кейдж.
Лавкрафт считал это произведение своей лучшей работой. Конечно, до книги фильму далеко, но посмотреть его можно.
Иди к папочке
Хоррор с немалым зарядом чёрного юмора, прикрученного к похожей на петарду ситуации встречи замкнутого и нелюдимого сына с отцом после долгой разлуки. Петарда даёт сбой, чтобы хорошенько хлопнуть впоследствии. Что бы вы ни ждали - драматического воссоединения или жуткого непринятия - ситуация повернёт в другую сторону, воспользовавшись приёмами из категорий фильма "хоррор". Именно это роднит фильм с этим жанром. Ну и немалая доля треша, свойственная классу "Б" этого жанра.
Элайджа Вуд, которого, казалось, пригласили на эту роль в качестве приманки для зрителя, недурно справляется с ролью приманки для непутёвого папаши, к которому он прибывает после полученного от него письма. На протяжении доброй половины фильма герой Вуда мучается вопросом - зачем он позвал его сюда, в этот отрезанный от цивилизации дом на краю света, и мы мучаемся вместе с ним. А заодно мучаемся, глядя на его обсессивность - папочка, который бросил сына давным-давно, не то что не предпринимает попыток наладить отношения, он ведёт себя жёстко, агрессивно и даже зло.
Ответ откроется вместе с одной тайной дверью, однако, за ним придут другие вопросы и обстоятельства. Единственная резонная догадка - папаша решил перевоспитать сына-нюню в экспресс-режиме, вроде остаётся в прошлом, однако, в итоге, герой оказывается в ситуации, когда вынужденное перевоспитание его настигает.
Не скажешь, что этот фильм - образцовый триллер или крепкая драма, мы привыкли к иному ходу вещей в таких сюжетах. Поучительные уроки, которые можно вынести слишком горьки и...очевидны что ли. Однако, почти каждое кино сейчас блуждает во тьме, ища самобытного пути. Большинство авторов не желает следовать шаблонам, а ищет своего особенного видения. И это не хорошо и не плохо - с одной стороны, такие фильмы сложнее воспринимать, с другой - появляется что-то оригинальное. Получилось ли у создателей найти рецепт самобытности? - отчасти, да.
Амулет
Режиссерский дебют актрисы Ромолы Гарай, несмотря на невысокие рейтинги аудитории, критики отметили, как крайне интересную работу. И это неспроста - фильм действительно удивляет, но этого удивления нужно дождаться, а потом вынести его.
Хоррор "Амулет" начинается как "ещё один триллер про дом со странными жильцами", в который попадает главный герой Томас, бывший солдат с травматическим расстройством, которому некуда податься. Предложение монахини пожить бесплатно в старом доме с девушкой Магдой, которая ухаживает за больной матерью, вызывает лишь тревожные подозрения, что мы увидим очередную басню про призраков или психопатов или ещё каких-то неугомонных садистов. Впрочем, в какой-то мере, так оно и есть, но совсем, совсем не так.
Что удачно удаётся фильму - так это притворяться. Режиссёр тянет до последнего момента, разворачивая перед нами неспешную картину флешбэков героя, который не может забыть одно нехорошее событие времён службы на границе вперемешку с постепенным погружением героя в странный быт дома. Неладным тянет со второго этажа, где заперта мать героини, которая не только ведёт себя неадекватно, но и вообще мало похожа на разумное существо. Но казалось бы - у героев есть шанс спастись. Вот только чья душа достойна спасения?
Что удаётся Ромоле - рисковать. Фильм в какой-то момент кажется крайне неудачным, вторичным и затянутым хоррором, от которого уже ничего не ждёшь - кажется, все карты, которые можно было удачно раскрыть, раскрыты кое-как. Однако же, схлопывание двух историй (истории солдата, укрывшего девушку на границе и истории уже бывшего солдата, пытающегося вызволить девушку из плена жуткой матери) не то что очень органично, просто всё это попадает в жуткое желе - атмосфера, нагнетаемая весь фильм становится непроходимо липкой в финале, липкой до кома в горле.
Интересные визуальные решения, очень особенный темп, немного притворства под типовой хоррор и толика феминистской тематики, которая здесь отлично вписывается в насыщенный финал - всё это "Амулет", и, как и в случае с "Цветом из иных миров" фильм Ромолы Гарай обдаёт диким холодом физиологичных и каких-то древних ощущений, что также роднит его с "Восставшим из ада", "Кэндимэном" и подобными фильмами.