Найти в Дзене
Аниме психопат

"Непутёвый ученик в школе магии": аниме, которое понравилось бы Трампу

В школу магии поступают брат с сестрой. Способности Тацуи Шибы к практическому применению магии оставляют желать лучшего, поэтому его зачисляют на второй поток, где учатся слабые ученики, презираемые первым потоком, на который поступила Миюки Шиба. Не смотря на незавидное положение в иерархии, Тацуя быстро находит себе друзей и даже вступает в дисциплинарный комитет. В школе присутствует системная дискриминация по магическим способностям. Ко второму потоку относятся хуже, клубы, в которых они занимают большую часть участников меньше финансируются, им нельзя вступать в студсовет и т.д. 

Главные герои выпивают за вторую поправку
Главные герои выпивают за вторую поправку

Ученики второго потока, недовольные сложившейся системой, создают некое объединение, целью которого ставится полное искоренение дискриминации. Мибу Саяка, ученица второго потока, пытается завербовать в это объединение Тацую, потому что несмотря на провальный вступительный тест, он владеет феноменальными способностями, как и полагается главному герою аниме. Он отказывает ей, а обосновывает это решение в разговоре со своей сестрой структурно-функционалистским подходом к стратификации. То есть считает, что неравенство, существующее в школе, а шире — в обществе, необходимо для её функционирования, что ценность человека определяется его способностями. И чем способности человека лучше отвечают запросам современного времени, тем больше этот человек имеет привилегий(власти, денег и т.д.), и тем выше его статус. 

Позже оказывается, что за организацией школьников, сражающихся за равноправие стоит террористическая организация «Бланш», которая запудрила головы глупым борцам за социальную справедливость. Под прикрытием борьбы за равные права они нападают на школу для того, чтобы похитить секретные военные разработки. И каждому россиянину, которому не повезло смотреть русское телевидение, данная концепция покажется невероятно знакомой. Ведь именно иностранными агентами, которые под видом блага хотят захватить Россию-матушку, нас пугают на каждом углу. Любые альтруистические порывы, направленные на преобразования общества к лучшему клеймятся и преподносятся, как посягательство на суверенность страны, её культуру, идеалы, скрепы и далее по списку. 

Спорят, кто из них больше правый
Спорят, кто из них больше правый

Итак, бунд подавлен, злодеи наказаны. Мибу Саяка осознала свою неправоту. Оказывается её никогда никто не принижал, она сама всё себе напридумывала, истеблишмент заботится о каждом, дискриминация лишь в твоей голове. Система идеальна и не порочна, не нужно расшатывать лодку. Далее вообще оказывается, что ученики второго потока такие же привилегированные, как и все остальные. Они летают на частных самолётах отдыхать, а главный герой с сестрой являются родственниками самого могущественного клана в этом мире. То есть по настоящему угнетенных автор так и не показывает. В его утопической милитаристской вселенной каждый может позволить себе частный самолёт, охрану и прочие прелести мещанства. 

Структурно-функциональная теория в мире, где предрасположенность к магии зависит от рандомной выдачи при рождении, так вообще кажется полным абсурдом. Автор ранобэ, Сато Цутому (все шишки будем кидать в него, а не в подневольных режиссёров экранизации, хотя они, конечно, тоже виновны), так сильно пытается натянуть эту консервативную сову на глобус, что сам не замечает очевидных противоречий, которые из-за этого возникают. Аргумент «усердно работай и всё получится» не прокатит во вселенной, где способности к магии определяются генетически. Взгляды Сато Цутому, скорее всего, базируются на работах У. Мура и К. Дейвиса. Запретить мы ему этого не можем, но вправе дать другую точку зрения, основанную на концепции культуры бедности Оскара Льюиса. 

 Начнём с трюизмов. В начале жизни все люди оказываются в разных условиях и с разными возможностями к росту. Кто-то изначально привилегирован, а кто-то пытается выжить в провинции. В среде, которая заточена воспроизводить саму себя из раза в раз, не давая возможности из неё вырваться. Воспитание людей, принадлежащих к культуре бедности, закладывает в них определённые установки и жизненные ценности. Это может быть страх перед бедностью, который, как это не иронично, и не даёт из неё вырваться. Или в принципе не возможность даже помыслить о том, чтобы добиться чего-то большего. Тут можно вспомнить «символическое насилие» Пьера Бурдье, суть которого состоит в неосознанном (или осознанном) навязывании низшим социальным слоям общества чувства неполноценности, не способности к развитию, по средствам воспитания и образовательных институтов. Например, родители, не желая зла, могут говорить своему ребёнку, что незачем ему пытаться стать журналистом/музыкантом/юристом. Лучше работать на местном заводе, как и отец. Или учительница математики на протяжении нескольких лет будет третировать ученика за то, что он не понимает пределы, приговаривая при этом, что тот ни на что не способен. Рано или поздно он начнёт в это верить. 

Либераха загнана в угол
Либераха загнана в угол

Но да Бог с ней, социологией. Поговорим о милитаризме. Маги в этом мире являются эквивалентом оружия. Многие способны заменить собой целый БТР, но исключительные по силе могут сравниться и с ядерным оружием. Всё это преподносится закономерно помпезно. Авторы заворожены военной техникой, взрывами и жестокостью (в одной из серий даже из робота течёт густая красная кровушка). Поэтому главные враги наших героев — борцы за справедливость и прочие гуманисты, которые, как оказывается в начале второго сезона, устраивают бунты в Америке. Можно предположить, что это такая шпилька в адрес протестов против войны во Вьетнаме. О них, к слову, недавно снял фильм Аарон Соркин. В «Суде над чикагской семеркой» отлично показаны злобные кровожадные гуманисты и мирные блюстители закона, которые так симпатичны Сато Цутому.