Здравствуйте.
Сегодня мне бы хотелось затронуть тему Первой русской революции. И в советское время, да и сейчас в учебниках истории всячески замалчивается тема подрывной деятельности японской разведки на территории Российской империи во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. Создаётся впечатление, что это, сложнейшее для России, противостояние велось, как на дуэли – в белых перчатках, с соблюдением ранее обозначенных договорённостей, ОДИН НА ОДИН.
Масса историков пытаются доказать, что существовали НЕПРЕОДОЛИМЫЕ причины поражения русской армии – это и отдалённый театр боевых действий, и недостроенная Транссибирская магистраль, и бестолковое (зачастую – предательское) командование, и гибель адмирала С.О. Макарова, и отсутствие поддержки в обществе и тому подобное. Всё это, разумеется, было, и не надо списывать со счетов эти факторы.
Однако как-то уж очень интересно получается – в разгар войны, когда ещё ничего не было понятно, в Петербурге, а затем – и по всей России, начинается революция. Простой пример – предательская сдача генералом Стесселем Порт-Артура (20.12.1904) повлекла за собой (3.01.1905 г) мощную забастовку рабочих Путиловского завода (12,5 тысяч человек), а 4 и 5 января к бастующим присоединились ещё несколько заводов. 9 января – Кровавое воскресенье и далее по хронологии…
Конечно, формально повод к забастовке был иной – несправедливое увольнение ЧЕТЫРЁХ рабочих, и, казалось бы, при чём здесь война и японцы вообще?
Давайте немного разберёмся. Я думаю, что всем известно о подготовке Японии к войне. Готовилась к ней и Россия, но расстояние (около 10 тысяч км) и недостроенная Транссибирская магистраль сыграли крайне негативную роль в этой подготовке. Разумеется, есть ещё различные причины, но давайте пока ограничимся этим.
Осенью 1902 года в Петербург приехал новый военный представитель – полковник Мотодзиро Акаси, и именно от него японский Генштаб ожидал эффективных действий. Перед Акаси стояла очень серьёзная проблема – развалить Россию изнутри с помощью её собственных граждан, то есть путём революции.
Простите за ещё две ремарки, но в школе меня всегда занимали вопросы: 1. откуда у простых рабочих появилось оружие (винтовки с большим количеством патронов), и 2. из каких источников финансировались политические партии, находящиеся на нелегальном положении? А если мы представим, что в начале XX века эти партии ещё до конца не были оформлены, и вели между собой бескомпромиссную борьбу? Откуда «дровишки»?
В начале февраля 1904 года Япония внезапно начинает войну, но полковника Акаси в Петербурге, разумеется, уже не было. Он, в Берлине, встречается представителем финской оппозиции Конрадом Циллиакусом, с которым познакомился ещё в России, и возлагал на него большие надежды. Циллиакусу же японский разведчик был нужен для дестабилизации обстановки в империи, что позволило бы Финляндии проводить более независимую политику, вплоть до отделения от России.
В сентябре-октябре 1904 года в Париже состоялась конференция российских оппозиционных и революционных партий. Инициаторами выступили Циллиакус и Акаси (финансирование), который, разумеется, никак не афишировал свою заинтересованность и на конференции не присутствовал. Социал-демократы в Париже не присутствовали.
Решения конференции были разноплановыми – каждая партия будет использовать свои наработанные методы: либералы – давить на правительство, подключая земства и ПРЕССУ, польские сепаратисты – организуя демонстрации, эсеры – ПОКУШЕНИЯМИ и другими радикальными методами.
Проведённая эсерами 9 января ПРОВОКАЦИЯ (я ещё коснусь этого вопроса в своих публикациях), очень понравилась японскому разведчику, и основную ставку он стал делать на партию социалистов-революционеров и националистов. С помощью священника Гапона (опять же на японские деньги) в Женеве весной 1905 года была созвана ещё одна конференция.
Революционеры призвали к всеобщему восстанию летом 1905 года. При этом Финляндия и Польша планировали объявить о своей независимости.
Здесь необходимо отметить роль знаменитого революционера-провокатора Евно Азефа, который участвовал в обеих конференциях, как один из лидеров партии эсеров. Соответственно, ход и решения этих совещаний становились известны царским чиновникам незамедлительно.
После конференции в Женеве к финансированию революции подключились американцы, (по свидетельству видного эсеровского деятеля Б. Савинкова) выделившие через партию эсеров миллион франков для всего революционного движения.
Весной 1905 года проходят забастовки на предприятиях во многих городах страны, пиком которых стали Первомайские забастовки. В мае-июне 1905 года – Иваново-Воскресенская стачка, в ходе которой впервые был образован Совет рабочих депутатов, который на месяц сумел взять власть в городе в свои руки.
Акаси после конференции отправился в Лондон, откуда организовал отправку в Россию оружия и боеприпасов через Финляндию и Грузию. Финский маршрут, в конечном счете, оказался неудачным, а на юге, через Поти, бОльшая часть груза достигла адресата. Югом японский полковник заинтересовался после знакомства с грузином Деканозовым, который пообещал организовать мятеж на кораблях Черноморского флота.
Восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический», конечно же, сыграло огромную роль в событиях 1905 года. Новейший корабль (вступил в строй в мае 1905 г) с 14 июня по 25 июня 1905 года находился в руках мятежной команды. Неспокойно было и на других кораблях флота и на всём побережье. Эти чрезвычайной важности происшествия были восприняты в Петербурге крайне болезненно – речь шла не только о судьбе одного корабля (пусть и флагмана флота), но и о поддержке армией и флотом царского правительства! К тому же всё ЭТО катастрофически влияло на внешнеполитическое положение России.
А теперь, давайте вернёмся к событиям на Дальнем Востоке… Сравним, так сказать…
С 6 по 25 февраля состоялось крупнейшее сражение русско-японской войны за Мукден (Шэньян) . С нашей стороны в нём принимало участие 280 тысяч солдат и офицеров, с японской – 270 тысяч. Русская армия потеряла убитыми 8 705 человек, 51 388 ранены, 28 309 пропали без вести и попали в плен; у японцев убиты 15 892 военнослужащих, 59 612 ранены, 2 000 тысячи пленных. Ни одна сторона не смогла добиться решающих успехов, хотя Япония считает себя победительницей, так как ее солдаты смогли взять город Мукден, выбив оттуда русскую армию. Но потери оказались настолько высокими, что Япония до конца войны даже не мечтала организовать какие-либо сухопутные сражения, обходясь позиционными боями.
14-15 мая 1905 года произошло морское сражение возле о. Цусима, в котором 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского потерпела сокрушительное поражение. Потери русского флота составили – 19 кораблей и 10 тысяч убитыми и пленными.
Надо сказать, что 18 апреля 1905 года японцы обратились к президенту США Т. Рузвельту с просьбой о посредничестве в заключение мира с Россией. Япония уже после Мукдена исчерпала свои возможности для продолжения войны – некем было пополнять поредевшие сухопутные воинские части, такая же картина наблюдалась и на флоте. Не хватало боеприпасов, а главное – угля для корабельных паровых машин, чтобы снабжать армию на континенте. И хотя по военным, экономическим и человеческим возможностям Российская империя значительно превосходила соперника, и при ВОЗМОЖНОСТИ могла довести войну до победы, Николай II посчитал, что внутреннее положение в государстве важнее всего, вместе взятого, и согласился заключить мир.
25 мая 1905 года Россия согласилась с предложением президента США Теодора Рузвельта как посредника на русско-японских переговорах, состоявшихся в городе Портсмут, США.
Мирный договор был подписан 23 августа 1905 года. С русской стороны его подписали С. Ю. Витте и Р. Р. Розен, с японской — Комура Дзютаро и Такахира Когоро.
Нужно отметить, что содержанием этого договора были крайне недовольны как в Японии, так и в России. Японцев возмущало то, что условия Портсмутского мира больше соответствовали позиции русской делегации, а русские не могли смириться с потерей Южного Сахалина. К тому же, после русско-японской войны внешнеполитическое положение Японии значительно возросло – по результатам Портсмутского договора она встала в ряд великих держав и начала проводить самостоятельно-агрессивную политику в Восточной и Юго-Восточной Азии.
Прав был или нет Николай II, соглашаясь на мирные переговоры, историки (и не только) спорят до сих пор. Лично я также не могу однозначно что-то ответить, но одно для меня понятно – после подписания договора царское правительство сосредоточилось ТОЛЬКО на решении внутриполитических проблем. А вот возможно ли было поддерживать боеспособность воюющей армии в ТАКИХ условиях?
И ещё один последний вопрос – а НА КОГО РАБОТАЛИ революционеры и либералы всех мастей, принимая подачки от ЯПОНЦЕВ и других НЕ ДРУЗЕЙ России?
P.S. Спасибо.