Гениальный режиссер неспроста показал нам в конце фильма крупным планом обманутые ожидания товарища Саахова. Ведь если присмотреться повнимательней к сюжетной линии, то фильм "Кавказская пленница" — это сущая рулетка, кому повезет? Надежды героев постоянно сменяются обманутыми ожиданиями. О, какая интрига. И вот он, апогей, крупный план суперобманутых ожиданий! Прочитаем этот кадр поподробнее.
Обидно, понимаете ли... Вот ключевая фраза. К моменту понимания обманутости в своих ожиданиях.
Что показывает Гайдай? Что у нас фоном кадра идет? А закрытые двери! Вот они, схлопнувшиеся с громким стуком ожидания! Яснее ясного, ходу нет. Двери закрываются. И тупой должен понять.
Так зачем же великий режиссер, мастер баланса, навешивает герою на ухо сломанную гвоздику, символ отвергнутой любви, и поливает его вином, напрасно разлитым напитком любви? Такая избыточность на одном кадре деталей-символов, заверений в отвергнутых чувствах, обманутых ожиданий. Гротеск? Ой, хитрит маэстро душевных струн.
Гениальный знаток тайны человеческого сердца знает, что переживания обманутых ожиданий вовсе не завершаются пониманием своей ошибки. И нам показывает, что человеку в обманутых ожиданиях хоть кол на голове теши, а он все равно не смирится, не скажет, что зря это он. Вот сколько сигналов послал Гайдай товарищу Саахову. А ему обидно, понимаете ли...адр из фильма "Кавказская пленница", 1966 год.
Однако вернемся к кадру. Похоже это на момент прозрения, понимания тщетности надежд? Отнюдь. Перед нами полная картина остолбенения: приподнятые плечи, выпученные глаза, выгнутые крутой дугой брови, отвисшая челюсть. Изумлению товарища Саахова нет предела.
Думаете, что обманутый в своих ожиданиях человек в этом момент понимает, что у него ничего не вышло? Ждете, что обманувшийся потом разочаруется, загрустит и отступится? Как бы не так.
Гайдай показывает нам, что отрезвления не происходит, остолбенение сменяется обидой, которую почему-то должны понять и принять окружающие. Ключевая фраза. Обидно, понимаете ли.
А в жизни как происходит? Да так же. Девушка отвергает ухаживания. А что поклонник? Он начинает обижаться. Но не забивается в уголок, лелеять свои утраты, потому как вовсе не отрезвляется отказом. Он с полной уверенностью в своем непонятно каком праве на оправдание своих надежд начинает ее преследовать.
Неужели ожидания дают нам какие-то права на реализацию надежд?
Вот и Гайдай показал нам в своем комическом стиле всю смехотворность присваивания себе права на "сбычу мечт".
Гайдаю удалось поймать крупным планом, что несбывшиеся надежды сменяются обидой. Он как фокусник взял да и показал, что ждать от такого человека, что он отступится, не следует.
Обида не отрезвляет, она, наоборот, делает несмысленным даже рассудительного человека, толкая его на неразумные действия. Человек живет как бы в плену своих ожиданий и не может отступиться от них. Обидно, понимаете ли.
Поэтому не стоит жить в плену обид, даже на прекрасном Кавказе!