Найти в Дзене
Простая психология

Как Гайдаю одним кадром удалось поймать крупный план обманутых ожиданий

Гениальный режиссер неспроста показал нам в конце фильма крупным планом обманутые ожидания товарища Саахова. Ведь если присмотреться повнимательней к сюжетной линии, то фильм "Кавказская пленница" — это сущая рулетка, кому повезет? Надежды героев постоянно сменяются обманутыми ожиданиями. О, какая интрига. И вот он, апогей, крупный план суперобманутых ожиданий! Прочитаем этот кадр поподробнее.

Слушай, обидно, клянусь, обидно, ну!  Кадр из фильма "Кавказская пленница", 1966 год.
Слушай, обидно, клянусь, обидно, ну! Кадр из фильма "Кавказская пленница", 1966 год.

Обидно, понимаете ли... Вот ключевая фраза. К моменту понимания обманутости в своих ожиданиях.

Что показывает Гайдай? Что у нас фоном кадра идет? А закрытые двери! Вот они, схлопнувшиеся с громким стуком ожидания! Яснее ясного, ходу нет. Двери закрываются. И тупой должен понять.

Так зачем же великий режиссер, мастер баланса, навешивает герою на ухо сломанную гвоздику, символ отвергнутой любви, и поливает его вином, напрасно разлитым напитком любви? Такая избыточность на одном кадре деталей-символов, заверений в отвергнутых чувствах, обманутых ожиданий. Гротеск? Ой, хитрит маэстро душевных струн.

Гениальный знаток тайны человеческого сердца знает, что переживания обманутых ожиданий вовсе не завершаются пониманием своей ошибки. И нам показывает, что человеку в обманутых ожиданиях хоть кол на голове теши, а он все равно не смирится, не скажет, что зря это он. Вот сколько сигналов послал Гайдай товарищу Саахову. А ему обидно, понимаете ли...адр из фильма "Кавказская пленница", 1966 год.

Однако вернемся к кадру. Похоже это на момент прозрения, понимания тщетности надежд? Отнюдь. Перед нами полная картина остолбенения: приподнятые плечи, выпученные глаза, выгнутые крутой дугой брови, отвисшая челюсть. Изумлению товарища Саахова нет предела.

Думаете, что обманутый в своих ожиданиях человек в этом момент понимает, что у него ничего не вышло? Ждете, что обманувшийся потом разочаруется, загрустит и отступится? Как бы не так.

Гайдай показывает нам, что отрезвления не происходит, остолбенение сменяется обидой, которую почему-то должны понять и принять окружающие. Ключевая фраза. Обидно, понимаете ли.

Кадр из фильма "Кавказская пленница", 1966 год.
Кадр из фильма "Кавказская пленница", 1966 год.

А в жизни как происходит? Да так же. Девушка отвергает ухаживания. А что поклонник? Он начинает обижаться. Но не забивается в уголок, лелеять свои утраты, потому как вовсе не отрезвляется отказом. Он с полной уверенностью в своем непонятно каком праве на оправдание своих надежд начинает ее преследовать.

Неужели ожидания дают нам какие-то права на реализацию надежд?

Вот и Гайдай показал нам в своем комическом стиле всю смехотворность присваивания себе права на "сбычу мечт".

Гайдаю удалось поймать крупным планом, что несбывшиеся надежды сменяются обидой. Он как фокусник взял да и показал, что ждать от такого человека, что он отступится, не следует.

Обида не отрезвляет, она, наоборот, делает несмысленным даже рассудительного человека, толкая его на неразумные действия. Человек живет как бы в плену своих ожиданий и не может отступиться от них. Обидно, понимаете ли.

Поэтому не стоит жить в плену обид, даже на прекрасном Кавказе!

Сказка ложь, да в ней намек.  Леонид Гайдай. Фото Яндекскартинки
Сказка ложь, да в ней намек. Леонид Гайдай. Фото Яндекскартинки