Найти в Дзене

Сказы рода Лыковых. Зачем старообрядцев выгоняли с обжитых мест (часть 23)

Кто были люди, пришедшие на заимку? Почему начали стрелять без предупреждения?
Абакан. Фото из открытых источников
Абакан. Фото из открытых источников

В своем рассказе об истории семьи Агафьи Лыковой я остановилась на убийстве иноков из уединенной обители на Малом Абакане неизвестными людьми в черной форме. Кто были эти люди? Как они попали на заимку и почему начали стрелять без предупреждения и малейшей агрессии со стороны отшельников? Попробуем в этом разобраться.

Оказывается, до 1939 года именно в тех местах проходила государственная граница страны, совпадавшая с границей Алтайского заповедника. Поэтому по тем местам проводились регулярные рейды, зачищавшие пограничную территорию от незаконных поселений. Кроме того, первыми руководителями заповедника назначались проверенные люди, верные идеологии Советской власти, но, к сожалению, далекие от охраны природных памятников и реликтов. Чаще всего в те годы на руководящие посты назначались бывшие красные партизаны, либо представители славного ЧК.

Именно таким был и руководитель заповедника, некто по фамилии Журавлев. В заповедник он пришел из ГПУ и даже после его ухода с этого поста Журавлева еще долго вспоминали, как "новатора", заставлявшего поставить всех лошадей на лыжи, чтобы они могли зимой ходить через перевалы. Другой "гениальной" идеей начальника был приказ каждому сотруднику держать на подворье не меньше сотни кур. После заповедника Журавлев руководил школой, а закончил свою карьеру в психбольнице, насколько я поняла, в качестве пациента.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Я думаю, это очевидно, что для людей, подобных Журавлеву, главным было выполнение поставленной задачи, а именно зачистка территории от людей. Если, вдобавок, вспомнить стойкое нежелание староверов объединяться в артели, то ставится понятным, что они часто приравнивались чуть ли не к вредителям. И вот на этом фоне в администрации заповедника появляется анонимка на Евдокима Лыкова, в которой говорится о том, что Лыков, будучи принятым в заповедник, разведет браконьерство, а самое главное - что в гражданскую он вовсю способствовал белобандитам.

Почему-то мне кажется, что участь Евдокима после такой анонимки была решена. Недаром, когда охранники заповедника встретились с Карпом Лыковым наутро после убийства, они объясняли, что они не убийцы, а "только зверей убивают, а Евдоким - зверь"...

Но это будет позже, а на тот момент, когда отец Ефросин добрался до Лыковской заимки, все еще были живы. Помолившись за невинно убиенных, отшельники стали решать, как быть. Зиновия (вдова Степана) вместе с сестрой решили возвращаться в Тиши, и Ефросин, у которого была лодка и который собирался добираться на ней на Енисей, где на берегах притоков жило много единоверцев, обещал довезти их до поселка. Евдоким же решил дождаться Карпа, убрать урожай и тоже уходить вместе с семьей. Так им думалось, а вот как получилось, мы уже знаем.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы прочесть продолжение печальной истории старообрядцев Лыковых.