Найти тему
Шпионские страсти

Решил подработать и угодил в агенты

1939-1944 годы

Европа

При ресторане отеля «Космополитен» в Брюсселе работал официантом Йозеф Ян Ванхоуфе. Работал усердно. Политикой не интересовался, и вследствие этого ценился начальством. С началом Второй мировой войны в армию в связи тщедушным сложением и состоянием здоровья призван не был.

В 1940 году Брюссель заняли немцы. Ресторан отеля «Космополитен» стал одним из излюбленных мест, которое любили посещать немецкие офицеры. Понятно, что персонал популярного ресторана прошел негласную проверку на благонадежность. Проверив анкетные данные и интересы Ванхоуфе оккупационные власти сочли возможным оставить его на прежнем месте работы. И Йозеф Ян добросовестно обслуживал новых клиентов. Возможно, что на этом же месте работы Ванхоуфе дождался бы конца войны и с таким же усердием обслуживал офицеров союзной армии после изгнания немцев из Бельгии.

Но в один прекрасный день, Ванхоуфе решил, что платят ему недостаточно, чтобы нормально питаться и он решил найти подработку. С этой целью он обратился к капитану фон Эйленбергу, офицеру одного из армейского подразделений германской армии, расположенных в Брюсселе. Про капитана ходили слухи, что он охотно помогает бельгийцам, ищущим подработки. Как-то, обслуживая этого клиента, Йозеф Ян пожаловался на свою голодную жизнь. Капитан, не раздумывая, написал официанту записку к квартирмейстеру своей части, у которого по сниженным ценам можно было приобрести папиросы и мясные консервы. Посетив квартирмейстера, Ванхоуфе сравнил цены черного рынка с теми, по которым ему предлагали ворованное с армейских складов и активно включился в спекулятивную деятельность. Он покупал мыло, консервы, папиросы у людей капитана, которые воровали их с армейских складов, и реализовывал купленное на черном рынке. Прибыль делилась между всеми участниками сделки. Наконец-то, скромный официант зажил, с его точки зрения, по-человечески.

-2

И все шло отлично до 1943 года. Но в 1943 году капитан фон Эейленберг имел глупость отправить почтой посылку жене. Сотрудники почты, проверяя содержимое посылки, как того требовали законы военного времени, обнаружили в ней норковую шубу баснословной стоимости. Естественно доложили в соответствующие органы. Те заинтересовались доходами скромного армейского капитана. Провели расследование и принял меры. Разжалованный фон Эйленберг отбыл на передовую, на восточный фронт. Туда же отправились и все немцы, замешанные в спекуляциях и хищениях. Бельгийцев кого расстреляли, кого отправили в концлагеря. В числе арестованных оказался и Йозеф Ян Ванхоуфе. Спасая свою шкуру, Йозеф Ян сдал всех своих подельников на первом же допросе. После этого его участь была решена. Он попал на крючок: либо работаешь на нас, либо мы выдаем тебя твоим подельникам и сообщаем, что это ты их сдал.

Пришлось подписать соглашение о сотрудничестве.

Было решено перебросить Ванхоуфе в Англию. Но перед этим ему начали создавать легенду.

Для начала напечатали его портрет во всех бельгийских газетах. В них он был представлен, как один из лидеров Бельгийского сопротивления, как террорист и торговец на черном рынке, сбежавший из тюрьмы. Обещана награда за его поимку. В короткое время Ванхоуфе стал знаменит. О нем говорили, им восхищались. А он тем временем проходил обучение в немецкой разведшколе.

Шесть месяцев спустя с помощью Ванхоуфе были схвачены радист и женщина-агент, присланные из Англии для работы с маки.

Вскоре после этого Ванхоуфе оказался в Испании. Оттуда на торговом судне, спрятанный среди груза апельсинов, отбыл в Швецию.

В Швеции Ванхоуфе явился в Британское посольство, где представился героем бельгийского сопротивления. В знак доказательства Ванхоуфе предъявил вырезки из бельгийских газет, в которых сообщалось о нем. Эта глупость определила дальнейшую судьбу незадачливого агента. Англичане разыграли комедию.

бомбардировщик «Москито»
бомбардировщик «Москито»

«Героя» из Бельгии на бомбардировщике «Москито» вывезли из Швеции в Англию. Здесь ему предложили вступить в бельгийский торговый флот. Ванхоуфе согласился. Новая работа давала возможность бывать на судовых верфях. Откуда ему было знать, что за ним наблюдали. Требовались всего лишь доказательства для суда над немецким агентом. И Ванхоуфе их предоставил.

Как-то Ванхоуфе зашел в один из припортовых баров и спросил, не заходил ли в заведение мистер Пирс. Этого было достаточно. Пирс был уже арестован английской контрразведкой и дал показания, как немецкий агент. Потому всех, кто им интересовался, брали под наблюдение или арестовывали.

Ванхоуфе попытался оправдаться, что Пирса ему рекомендовали еще в Бельгии некие лица из сопротивления, на что контрразведчики положили перед провалившимся агентом вырезки из бельгийских газет, которые тот привез с собой в Швецию.

Ванхоуфе разъяснили, что подобные вырезки, по которым его должен был задержать первый попавшийся немецкий патруль, в течение 8 месяцев после выхода газет на оккупированных территориях мог носить только сотрудник немецких служб.

В июле 1944 года Ванхоуфе был повешен.

(Источник: Кукридж)

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.