Найти тему

Летчики ЛИИ в «режимах» невесомости Щербаков А.А., Гудков О.В.

Оглавление

С Александром Щербаковым, 2–3 раза летавшим «на невесомость», мы нередко шли из ЛИИ на станцию Кратово и ехали в Москву.

Глядя на него, никто бы не подумал, что он Заслуженный лётчик-испытатель, «король штопора» (все новые самолёты он испытывал, введя их в штопор, выясняя, что надо доработать, чтобы любой лётчик смог бы вывести их из штопора).

Рис.   А. А. Щербаков выводит самолёт из штопора
Рис. А. А. Щербаков выводит самолёт из штопора

Александр Александрович был похож на романтического поэта или художника-пейзажиста. Художественная экстравагантность была у него и в одежде, и в, казалось, отрешённом от мира взгляде — поверх голов, а он был высоким, и в торжественно замедленной походке. На официальных фотографиях Александр получался не таким, каким мне запомнился.

Рис.  Александр Александрович Щербаков (1925—2013) — Герой Советского Союза (1971), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967), полковник (1962), кандидат технических наук (1986). Источник фото https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/d/db/Sherbakov_AA.jpg
Рис. Александр Александрович Щербаков (1925—2013) — Герой Советского Союза (1971), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967), полковник (1962), кандидат технических наук (1986). Источник фото https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/d/db/Sherbakov_AA.jpg

Удивительно добрым, спокойным, улыбчивым был лётчик О. В. Гудков. Он, как и многие, несколько раз управлял нашим самолётом в полётах по параболе. Я попросил его быть подопытным в исследованиях того, как невесомость влияет на лётные навыки пилота. Он, сидя в салоне, «работал» при невесомости с динамометрической рукояткой. Олег Васильевич был удостоен звания — Герой Советского Союза в 1971 г.

Рис. Олег Васильевич Гудков (1931—1973) — лётчик-испытатель 1-го класса, Герой Советского Союза (1971). Источник фото https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/5e/Олег_Васильевич_Гудков.jpg
Рис. Олег Васильевич Гудков (1931—1973) — лётчик-испытатель 1-го класса, Герой Советского Союза (1971). Источник фото https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/5e/Олег_Васильевич_Гудков.jpg

4 октября 1973 года Гудков проводил испытательный полёт на сверхзвуковом истребителе-перехватчике «МиГ-25П», пытаясь выяснить причины предыдущих катастроф аналогичных самолётов. Ему удалось повторить приведшую к катастрофам ситуацию — самолёт начал неконтролируемо вращаться. Увидев, что истребитель падает на город Раменское, Гудков не покидал самолёт до последнего момента, пытаясь отвести его от жилых зданий, и катапультировался уже возле самой земли. Самолёт упал на склад фабрики «Красное знамя», на котором в это время никого не было. Однако из-за вращения самолёта катапультное кресло с пилотом ударилось в стену складского помещения, Гудков погиб.

Для меня он навсегда остался молодым, весёлым, улыбчивым.

Странно мне идти по улице Олега Васильевича Гудкова мимо высоких, красивых домов и зеленых скверов в городе Жуковский.

Могила Олега Васильевича Гудкова на Быковском кладбище в Жуковском.
Могила Олега Васильевича Гудкова на Быковском кладбище в Жуковском.

Друзья, сообщайте ваше мнение и подписывайтесь на канал «Проникновение в космонавтику».

Дайте прочитать вашим родственникам и знакомым. Пусть они тоже подпишутся на канал. Читайте предыдущие материалы и те, что будут публиковаться дальше.

С уважением, Леонид Александрович Китаев-Смык.