В первые пятилетки перед партийными организациями на заводах Татарстана была поставлена задача - доведение татар в рабочей массе до 50 %.
Целью этого было увеличение рабочей прослойки среди татар, и соответственно пролетаризация патриархального татарского общества.
Это было большой проблемой, так как татары в массе были больше приспособлены к кустарной и крестьянской деятельности, чем к промышленной. И не особо стремились к обучению на рабочие специальности:
- Так, по состоянию на июнь 1935 г. удельный вес татар, обучающихся в Казанском валяльно-фетровом техникуме, составил 27%. В 1932 г. число выпускников-татар не превышало 17%, в 1933 г. – 8%. В Казанском кожевенном техникуме по состоянию на июнь 1935 г. обучалось 35% татар, в 1933 г. татары составляли 37% выпускников, в 1934 г. – 38%. Заочным обучением было охвачено 13% татар, курсами мастеров – 40% (Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан(далее ЦГА ИПД РТ) Ф. 15. Оп. 3. Д. 918. Л. 2 об.–3).
Но партийные организации взялись за дело и вскоре татары стали массово обучаться на курсах при самих заводах и фабриках.
- Так, на фабрике «Спартак» по коллективному договору предусмотрено было иметь в составе ФЗУ 60% татар, а фактически их было 69%. На промышленно-производственных курсах обучалось 60% татар (ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 3. Д. 1380. Л. 103–104).
- На фабрике им. Разумова в 1933–1935 гг. получили рабочее образование 54% татар, в 1936 – 55% татар. Приём на все формы рабочего образования в 1936 г. составил 57% (ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 3. Д. 1380. Л. 101).
Но так было не везде. Некоторые парторганизации профанировали указание о коренизации:
- Из результатов обследования завода обозных деталей следует, что на 10 декабря 1932 г. из 238 квалифицированных рабочих (41.6%) татары составляли 32 человека (13.4%). Общее количество ИТР – 32 человека, из них татар – 4 (12.5%). В отношении подготовки квалифицированных рабочих завод практически ничего не предпринимал. Кроме 11-месячных краткосрочных курсов по повышению квалификации, специальных учебных заведений при нём не было. В 1932 г. существовавшая школа ФЗУ была ликвидирована. Ничего не сделано и в отношении организации работы техникума и техпропаганды. В документах значится, что были организованы курсы на 70 часов, но фактически они не действовали (ЦГА ИПД РТ. Ф. 26. Оп. 1. Д. 70. Л. 6).
- На заводе «Красный металлист» в 1933 г. татарских рабочих высокой квалификации было 5.3%, средней квалификации – 7.8%, полуквалифицированных – 51%, неквалифицированных – 46.7% - монография Г.Алёкминской Подготовка национальных кадров на промышленных предприятиях ТАССР в годы первых пятилеток (1928–1941 гг. )
- На 1 июня 1936 г. на Казанском энергокомбинате высококвалифицированные татары составляли 28.8%, квалифицированные – 42.2%, полуквалифицированные – 45.6%, неквалифицированные – 40.1% (ЦГА ИПД РТ. Ф. 26. Оп. 1. Д. 202. Л. 216).
Особенно плохо дело было на железной дороге.
По материалам докладной записки в промышленно-транспортный отдел ОК ВКП(б) по результатам проверки состояния выращивания национальных квалифицированных кадров, на 7 декабря 1934 г. из 551 татарского рабочего по станциям Казань и Юдино квалифицированными являлись 150 человек (27%), неквалифицированными – 396 человек (72.1%), руководителями – 5 человек (0.9%) (ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 3. Д. 515. Л. 99–102)
При этом на 8-и месячных курсах при железнодорожном техникуме из 72 обучавшихся было только 2 татарина.
Парторганизации на железной дороге при запросах о результатах коренизации только кивали на неосведмленность:
- Например, начальник вагонного участка депо Юдино инженер-коммунист Игнатов на вопрос «Как Вы занимаетесь выращиванием квалифицированных кадров из татар?» с искренним изумлением ответил: «Я впервые от Вас слышу, что нам нужно этим вопросом заниматься». Примерно в этом же духе ответила и парторг депо Корягина: «Я недавно здесь – три месяца, и не думала, что вопросу вовлечения нацменов в Татарии придаётся такое внимание». В конце беседы Игнатов заявил: «Пусть мне дадут квалифицированных работников из нацментатар, хорошо знающих вагонное дело, я тогда может быть найду возможным использовать их