"1 марта 1881 года", так называется стихотворение А.А. Фета, посвященное трагическим событиям в истории Российской империи - убийству Александра II, строкой из которого мы и назвали наш рассказ. Мы не будем вдаваться в подробности произошедшего - они достаточно хорошо освещены, а остановимся лишь на сооружении, продолжающем славные традиции русского зодчества - возводить храмы в честь важных исторических событий или в память об исторических личностей (коим несомненно являлся российский император).
6 октября 1883 г. император Александр III заложил первый камень в фундамент нового храма, который было решено возвести на месте смертельного ранения его предшественника - Александра II (на протяжении 2-ух лет здесь стояла небольшая мемориальная часовня). Строительство собора Вознесения Христова на Крови (в простонародии - храм Спаса на Крови), проект которого утверждал самолично Александр III, продолжалось 24 года. Царская семья хотела, чтобы новый храм воплотил в себе лучшие (традиционные) черты русской церковной архитектуры XVI-XVII вв. В качестве "образца" были выбраны наиболее представительные храмы Москвы и Ярославля.
В августе 1907 г., в день Преображения Господня, новый мемориальный храм , возведенный по проекту архитектора А. Парланда (с применением самых современных технологий того времени) был освящен митрополитом Антонием в присутствии Николая II и его супруги.
Как сказали бы специалисты - храм Спаса на Крови "представляет собой небольшой четверик, увенчанный пятиглавием. С востока к нему примыкают три полукруглые алтарные апсиды, увенчанные золочеными главками, а с запада - колокольня, выдвинутая в русло канала". Конечно, эти "сухие" слова ни в коей мере не отражают реальной (визуальной) картины храма, который является настоящим шедевром архитектуры. Что же касается размеров сооружения, то высота центральной главы - 81 метр, а высота колокольни - 62,5 метра (многие пытаются в этих цифрах найти мистическую связь с убитым: год смерти - 1881, возраст - 63 года и т.п.).
В нижней части стен фасада храма, в специальных нишах, располагается 20 мраморных табличек, на которых высечены основные события (достижения) царствования Александра II.
"Внутреннее содержание" храма в полной мере соответствует его внешнему великолепному виду. Достаточно часто данный собор называют "музеем мозаики" и это не случайно - ведь мозаичные композиции, выполненные в мастерской В.А. Фролова (выиграл конкурс, обойдя многие известные зарубежные фирмы) по эскизам знаменитых художников (Нестеров, Васнецов, Журавлев, Рябушкин и др.) занимают площадь свыше 7000 кв.м. Также при внутренней отделке храма в большом количестве использовались поделочные камни (более 20 видов).
Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А посему мы через крыльцо, расположенное под шатром у колокольни,
проходим внутрь храма и сразу же оказываемся у места трагедии, которое выделено шатровой сенью, отделанной алтайской и уральской яшмой.
За золоченной решеткой
просматривается фрагмент булыжной мостовой, на которую в 1881 г. упал смертельно раненый император.
Прежде, чем осмотреться по сторонам - посмотрим себе под ноги. Ведь пол собора также является произведением искусства. Он выполнен генуэзскими мастерами из тонких пластин (толщина около 5-ти мм) разноцветного итальянского мрамора (использовалось более 10-ти сортов). Площадь напольного панно составляет около 600 кв.м.
Продолжая знакомство с храмом
мы выходим к иконостасу, который является еще одним шедевром камнерезного искусства (работа фирмы Нуови). Издалека иконостас кажется выполненным из дерева -
настолько виртуозно поработали итальянские специалисты.
В иконостасе располагаются царские врата. Несмотря на то, что оригинал был безвозвратно утрачен в советское время, копия выполненная петербургскими мастерами (на работу ушло более 8-ми лет) вызывает восхищение.
В Южном и Северном киотах храма (место для наиболее почитаемых икон), выполненных из розового родонита, коргонского порфира и яшмы, находятся мозаики "Воскресение Христа"
и "Святой благоверный князь Александр Невский" (набраны по эскизу М.В. Нестерова),
В своде главного барабана мы видим лик Христа Пантократора, вокруг которого (в небольших медальонах) изображены покровители царского дома.
В центре собора (перед алтарем) находится мозаика "Преображение Господне", набранная по эскизу Н.Н. Кошелева,
а непосредственно над алтарем - мозаика "Спас в силах" (эскиз Н.Н. Харламова).
Еще одно мозаичное полотно на своде - "Крест в сиянии и четыре херувима" (эскиз В.В. Беляева).
Продолжая разглядывать "небосклон" храма мы останавливаем свой взор на мозаике "Нагорная проповедь", выполненную также по эскизам В.В. Беляева.
Вообще-то расположение тех или иных мозаик в храме Спаса на Крови продумано до мелочей: оно отражает как мемориальный характер места, в котором мы находимся, так и его посвящение Воскресению Христову.
Всего к работам по "эскизному проектированию" для будущих мозаичных полотен было привлечено 32 художника, каждый из которых внес свой посильный вклад в этот мемориальный комплекс.
Что же касается финансовой стороны увековечивания памяти Александра II, то бюджет строительства храма перевалил за 4,6 млн. рублей (4 млрд. современных рублей).
После 1917 г. на долю собора выпало немало различных проблем (в 1941 г. его уже хотели ликвидировать как "класс", но помешала война. В 1956 г. под предлогом прокладки новой транспортной магистрали была предпринята еще одна попытка сноса строения ). Только в 1968 г. храм Спаса на Крови был взят под охрану государства, а в 1970 г. наконец-то начались ремонтно-восстановительные работы, которые, по странному стечению обстоятельств, продолжались 24 года (столько же лет строился новый собор).
Так что, спустя много времени, все вернулось на круги своя.
Бессильны козни фарисейства:
Что было кровь, то стало храм,
И место страшного злодейства
Святыней вековечной нам.