Главный педагогический тренд сейчас – «естественное родительство». Модно кормить ребенка грудью до школы, носить его на руках и спать с ним в одной кровати. Хорошо это или плохо?
Когда домохозяйка из Лос-Анджелеса, 26-летняя блондинка Джейми Линн Груме, согласилась позировать для обложки журнала Time с сыном Арамом, она не предполагала, что проснется настоящей знаменитостью. «Are You Mom Enough?» – «Достаточно ли вы мать?» – написано на обложке, где Джейми Линн, обнажив левую грудь, кормит мальчика, которому давно пора в школу.
Эта история взорвала цивилизованный мир, который и так сейчас сотрясают breastfeeding wars – дискуссии о том, как долго детей надо кормить грудью и стоит ли это делать вообще. Для самой Джейми, которую полмира обвинило в инцесте, этот вопрос никогда не стоял. Она активно кормит грудью своего сына Арама (на самом деле ему четыре года) и планирует делать это еще как минимум год. «Естественно, обычно я его кормлю не так, как нас сняли в Time, – смеется она. – Он залезает ко мне на колени, мы обнимаемся, болтаем и потом он начинает сосать грудь».
Эта девушка свято верит, что грудное молоко для ее ребенка – путевка в жизнь. Она судит по себе – мать кормила ее до шести лет. «Это одно из моих самых приятных воспоминаний в жизни, – рассказывает Джейми. – В детстве я вообще ничего не боялась, была очень уверенным в себе ребенком – думаю, именно благодаря грудному молоку».
Помимо четырехлетнего Арама, у нее есть еще один ребенок, пятилетний Самюэль, которого они с мужем два года назад усыновили из Эфиопии (оба сына не ходят в детский сад и постоянно находятся с мамой). Мальчика, разумеется, тут же приложили к груди и до сих пор не отлучили. Джейми считает, что ее молоко – лучшее лекарство от психологических травм, которые сирота Самюэль перенес в раннем детстве.
Естественное родительство
Джейми Линн Груме — убежденная последовательница движения attachment parenting (у нас это понятие переводят как «естественное родительство», attachment означает «тесная связь»), философии воспитания маленьких детей. Его гуру – американские педиатры Уильям и Марта Серз, 20 лет назад издавшие бестселлер The Baby Book («Ваш ребенок»), который стал Библией материнства для многих женщин во всем мире.
Аttachment parenting проповедует максимально длительную и тесную близость матери с ребенком: кормление грудью до бесконечности, совместный сон, ношение ребенка в слинге (приспособление наподобие того, что используют женщины в первобытных племенах), а также мгновенное удовлетворение всех потребностей малыша. Ссылаясь на научные исследования, Серзы утверждают, что если сразу не реагировать на плач младенца, не брать его тут же на руки и не укачивать, из него вырастет невротик, гиперактивный и с синдромом дефицита внимания, с нарушениями структуры личности и склонный к депрессиям.
«Я ни разу не слышал, чтобы ребенок, которого мать долго кормила и все время была рядом, потом плохо вел себя в школе и бил других детей», – говорит Уильям Серз. К убеждению, что «естественное материнство» – идеальная педагогика, он пришел, в свое время вдохновившись нашумевшей книгой нью-йоркского антрополога Жан Ледлофф The Continuum Concept («Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности»). Ледлофф провела три года в джунглях Венесуэлы, изучая, как там женщины обращаются со своими «маленькими ангелами» (так она называла местных малышей).
В джунглях нет искусственных смесей, там детей до 5–6 лет кормят грудью и носят в слингах (потому что на земле – змеи и ядовитые пауки). «Дети там ведут себя идеально, – писала Ледлофф. – Никогда не дерутся, слушаются родителей. Их вообще не приходится наказывать. А у нас на Западе детей оставляют орать, пока они не становятся хорошими, а на самом деле просто засыпают от изнеможения».
В Европе идеи attachment parenting не так популярны. Недавно американская журналистка и писательница Памела Друкерман написала книгу Bringing Up Bebe («Воспитывая младенца»). Она много лет прожила в Париже и родила там троих детей, удивляясь, насколько легко и беззаботно парижанки относятся к беременности и материнству. «Родив первого ребенка, – пишет она, – я сразу заметила, что, в отличие от моей дочери, французские дети спят всю ночь подряд самое позднее с двухмесячного возраста. Потом они спокойно играют сами, пока их maman болтают с подругами. Материнство во Франции отнимает гораздо меньше сил». Ноу-хау француженок – как можно раньше приучать младенцев к автономии и дисциплине и в целом не впадать в крайности. Большинство парижанок кормят грудью не дольше трех-четырех месяцев и потом сразу приучают ребенка к взрослой еде, тем более что детское меню во французских ресторанах – большая редкость. В итоге, по словам Друкерман, в этой стране вырастают уравновешенные самодостаточные дети, которые не докучают родителям и меньше, чем в США, страдают синдромом дефицита внимания.
За или против?
Психологи заметили, что многие современные родители действуют от противного – воспитывают своих детей диаметрально противоположно тому, как их воспитывали самих. Мы пытаемся компенсировать собственные травмы и дать своим детям то, что, как нам кажется, мы сами когда-то не получили. Икона «естественного родительства» Билл Серз, например, рос в неполной семье, не видел мать, которая сутками работала, чтобы прокормить семью, и сына, мягко говоря, не баловала. Возможно, поэтому нынешнее поколение женщин – и в России, и в Америке, – чьи мамы тоже пропадали на работе и жили по одним и тем же книжкам доктора Спока (этот строгий американский педиатр, фантастически популярный в 1950–80-х годах, призывал родителей «не быть рабами детей»), выбирает гораздо более доброе материнство.
«Естественный подход» в России сейчас популярнее, чем даже йога. Его адепты все время ссылаются на некий старинный деревенский опыт, но это мода больших городов – там много центров, пропагандирующих домашние роды и последующее кормление «до упора». Женщины ходят к ним на курсы (платные) и рожают дома (нанимая вместо врача акушерку с курсов, у которой совсем не обязательно есть медицинское образование). У кого-то все проходит прекрасно, кто-то потом долго лечит ребенка и себя от инфекции и других проблем, которые в современном роддоме решают мгновенно, даже не сообщая о них матери.
Материнское молоко действительно очень полезно – оно укрепляет иммунную, дыхательную, пищеварительную системы младенца, его сосуды и будущие зубы, защищает от аллергии, рака, диабета. Есть исследования, подтверждающие, что матери, которые кормят грудью, быстрее сбрасывают вес после родов и меньше рискуют в будущем заболеть раком груди, яичников и эндометрия.
Я общалась с десятками специалистов – никто не убедил меня, что attachment parenting является идеальным материнством. Зато все лучшие врачи и психологи – и наши, и западные – говорят, что младенцам в первую очередь нужна не материнская грудь и даже не постоянное физическое присутствие мамы, а стабильное, эмпатически настроенное состояние родителей в целом. Особенно важно, как вы себя ведете в первые полгода жизни ребенка, когда у младенцев активно развиваются клетки мозга и закладываются основы личности. Все остальное, даже кормление грудью, – вторично.
К слову, девушка с обложки Time Джейми Груме, испугавшись, что миллионы матерей по всему миру, чьи дети питаются смесью из бутылочки, будут мучиться чувством вины, недавно заявила в интервью, что ее подход – не для всех: «Умоляю, делайте для своего ребенка то, что сами считаете правильным».
Фото: Журнал Time, Getty Images