Найти тему

Основы правового регулирования малого и среднего предпринимательства в РФ.

Основным источником правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (Далее – Закон о малом и среднем предпринимательстве)

Закон о малом и среднем предпринимательстве определяет понятие субъектов малого и среднего предпринимательства, основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, категории субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.

Ст. 7 Закона о малом и среднем предпринимательстве обозначает особенности нормативно-правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Раскрытие содержания ст.7 Закона о малом и среднем предпринимательстве содержится в специальном законодательстве.

Раскрывая вопрос о правовом регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства - продолжу обзор федерального законодательства.

ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, регулирует деятельность индивидуальных предпринимателей, а также содержит положения, касающиеся организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих организаций.

Налоговый Кодекс Российской Федерации (Далее – НК РФ) устанавливает специальные налоговые режимы, допускает упрощенное ведение налогового учета.

Субъектам малого и среднего предпринимательства распространяются такие специальные налоговые режимы как, упрощенная система налогообложения,система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, патентная система налогообложения.

Следует отметить, что НК РФ прямо не указывает на исключительную направленность специальных налоговых режимов именно субъектам малого предпринимательства. Напротив, НК РФ вводит дополнительные критерии для перехода на специальные налоговые режимы.

Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Далее – Закон о бухгалтерском учете) содержит положения о упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий.

В частности, ч.4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете закрепляет право субъектом малого предпринимательства вести упрощенную бухгалтерский учет и отчетность.

Ч.4 ст.7 Закона о бухгалтерском учете устанавливает возможность руководителя субъекта среднего предпринимательства принять на себя ведение бухгалтерского учета.

В связи с тем, что малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели являются субъектами предпринимательской деятельности, последние подпадают под действие Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании»[1]и Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[2]

Субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются льготами при осуществлении приватизации арендуемого недвижимого государственного или муниципального имущества. Данные отношения регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства»

Вопросы касающиеся участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщика (подрядчиков, исполнителей) в рамах осуществления заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее – Закон о контрактной системе)

Например, согласно ст.30 Закона о контрактной системе у заказчика в годовом объеме закупок доля участия субъектов малого предпринимательства должно составлять не менее 15%

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства подвергается контролю и надзору со стороны органов государственной власти. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Далее – Закон о защите)

Ст.13 Закона о защите устанавливает сокращенные сроки проведения плановых выездных проверок для малого предприятия – не более 50 часов, а для микропредприятия – не более 15 часов в год. Нарушение данных требований выступает основанием для признания результата проверки недействительной.

Важное значение имеет ст.26.1 Закона о защите, которая устанавливает мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»[1]в целом осуществляет общее регулирование предпринимательской деятельности и в незначительной степени отражает специфику малого и среднего предпринимательства, а именно - закрепляет возможность государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП.

Завершая обзор федерального законодательства, хочу согласиться с мнением Ершовой И.В[2]. о том, что законодательный уровень нормативного правового регулирования малого и среднего предпринимательства включает в себя акты двух видов:

- специального законодательства, регулирующего малое и среднее предпринимательство;

- общего законодательства о предпринимательской деятельности.

Регламентация деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по некоторым вопросам общего характера, осуществляется с помощью подзаконных актов Президента РФ.

К таким актам относятся:

· Указ Президента РФ от 05.06.2015 N 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»

· Указ Президента РФ от 21.06.2017 N 278 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей»

· Указ Президента РФ от 15.05.2008 N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»

Основу правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства составляет также большое количество актов Правительства РФ. (в сфере закупок товаров, торговой деятельности, имущественной поддержки, ведения реестров субъектов МСП, статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП и т.д.)

Для более четкого понимая специфики подзаконного регулирования приведу несколько примеров актов Правительства РФ. К одним из таких актов относится - Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-Р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года» (Далее – Стратегия 2030)

В стратегии 2030 определенные цели в развитии малого и среднего предпринимательства, например, увеличение доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП России с 20% до 30%, увлечение оборота в 2,5 раза малых и средних предприятий, увеличение доли занятости в этом секторе.

Сама по себе стратегия 2030 не является правовым регулятором отношений хозяйствующих субъектов и государственных органов, но выражает позицию государства по поводу развития малого и среднего предпринимательства.

Иные примеры актов Правительства РФ:

· Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 г. N 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций»[1]

Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265
«О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

В стратегии 2030 определенные цели в развитии малого и среднего предпринимательства, например, увеличение доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП России с 20% до 30%, увлечение оборота в 2,5 раза малых и средних предприятий, увеличение доли занятости в этом секторе.

Сама по себе стратегия 2030 не является правовым регулятором отношений хозяйствующих субъектов и государственных органов, но выражает позицию государства по поводу развития малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, можно сделать вывод, что институт малого и среднего предпринимательства является комплексным институтом предпринимательского права, которая включает в себя публично-правовые и частноправовые отношения. Правовое регулирование таких отношений осуществляется с помощью норм предпринимательского, административного, гражданского, финансового права с использованием императивного и диспозитивного метода.