Найти в Дзене
Психомама помоги!

Как сформировать у ребенка мотивацию к обучению?

Мотивация к обучению - основа саморазвития и самопознания.
Мотивация к обучению - основа саморазвития и самопознания.

В настоящее время интерес дошкольников к познанию и саморазвитию значительно снижен. Большинство детей часто отказываются от учебной деятельности. Поэтому вопрос формирования положительной мотивации и саморазвития актуален и требует значительного внимания со стороны и педагогов и родителей.
Обращение мною в этой статье именно к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъективными причинами. Так, традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе, которую я провожу ежегодно, показывает, что у большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация: у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые моменты), у 1% - не сформирована, и только у 20% сформирована.

Вопрос формирования положительной мотивации и саморазвития очень актуален в современной школе и требует значительного внимания со стороны и педагогов и родителей.
Вопрос формирования положительной мотивации и саморазвития очень актуален в современной школе и требует значительного внимания со стороны и педагогов и родителей.

Так, что же такое мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотив — это потребность.
Подчеркну, что для формирования положительной мотивации к обучению и саморазвитию дошкольника необходим не один мотив, а система мотивов различного свойства. Такая система находится в определенном соотношении, мотивы переплетаются и взаимно дополняют друг друга.
Успешность учебной деятельности во многом зависит от сформированной мотивации. Так, ребенок дошкольного возраста не может самостоятельно выделить мотивацию, основным для него является мотив. Задача взрослых побудить маленького человека к действию, то есть мотивировать его и, в дальнейшем, закрепить эту мотивацию, которая станет основой к саморазвитию и самопознанию.

Задача взрослых мотивировать ребенка и, в дальнейшем, закрепить эту мотивацию, которая станет основой к саморазвитию и самопознанию.
Задача взрослых мотивировать ребенка и, в дальнейшем, закрепить эту мотивацию, которая станет основой к саморазвитию и самопознанию.

Положительная мотивация характеризуется активностью в учебной деятельности, умением не бояться трудностей, а прикладывать усилия для их преодоления, умением выдвигать цели и выстраивать план работы для их достижения.
Каковы же мотивы к обучению у детей дошкольного возраста?
Мотивы очень просты:
похвала со стороны родителей и педагогов, одобрение и признание товарищей (самооценка), материальная заинтересованность (подарки, исполнение желаний). Опираясь на систему мотивов дошкольного возраста педагоги и родители формируют и другие мотивы, которые станут основой формирования школьной мотивации.
Система формирования мотивации к обучению состоит из: эмоционального блока, мотивационно-целевого блока и познавательного блока.
Для дошкольного возраста основным является первый, эмоциональный блок, так как у дошкольников стимулом к познанию является любопытство, интерес.
Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему. Поэтому, так важно, использовать приемы «открытия, добычи информации», эксперименты, занимательность, музыкальные фрагменты, и т.д. На этом этапе важно создать ситуацию успеха для ребенка. Это укрепит желание учиться, повысит его самооценку.
На эмоциональный блок опираются познавательный и мотивационно-целевой. Они занимают первое место при поступлении ребенка в школу.
В настоящее время дошкольники проявляют значительный интерес к компьютерам.

Современные дети тяготеют к компьютерам.
Современные дети тяготеют к компьютерам.

Действительно, игры предложенные создателями программ занимательны для данного возраста, картинки в них яркие и красочные, герои двигаются и подчиняются командам игрока. Однако, они не всегда носят обучающий характер, это лишь развлечение. В то же время, использование компьютерных технологий во время занятий с детьми помогает значительно повысить мотивацию к обучению. Но важно помнить, что использование компьютерных технологий требует соблюдения правил прописанных в СанПиН для дошкольного возраста.
Многие педагоги и родители уверены в том, что современные технологии повышают познавательную активность, развивают память и внимание, позволяют расширить знания и повысить их качество.
А как Вы относитесь к использованию компьютерных технологий в обучении детей? Считаете ли Вы, что они уже стали незаменимыми? Как часто Вы прибегаете к такому способу обучения своих детей? Считаете ли Вы, что IT-технологии улучшают восприятие, и ребенок учится быстрее?
Пишите в комментариях ответы, задавайте вопросы. А также ставьте лайки и подписывайтесь на канал
"Психомама помоги!"