Переулочки Арбата- целая вселенная. "Никогда до конца не пройти тебя"- пел Б.Окуджава.
Но попробовать можно. И нужно.
Один маршрут был описан в «Прогулки по переулкам Арбата» (часть 1, часть 2, часть 3).
Данный маршрут- от метро Арбатская до метро Смоленская): Филипповский переулок, Сивцев вражек, Калошин переулок, Кривоарбатский переулок. (предыдущий маршрут обозначен пунктиром).
Начало маршрута- Филипповский переулок- описано в части 1. Вторая часть- Сивцев вражек и Калошин переулок. Третья часть маршрута- поворачиваем с Арбата в Кривоарбатский переулок.
Стена дома № 37 по улице Арбат, выходящая в Кривоарбатский переулок. Графити посвящённые Цою. Надписи, картины. Даже на стенах домов с противоположной стороны. Хотели установить и памятник. Но места маловато.
На первой кривулине дом № 4 – похоже на большую городскую усадьбу- дворец.
Но нет. Строение 2015 г.
«Проект известного французского архитектора, Доминика Эртенберже (Dominique Hertengerger), выполненный в стиле неоклассицизм. Мраморная лестница, четыре камина. Уютный двор-патио, 510 м2, с фонтаном из натурального камня. Пять минут пешком до метро Смоленская. В 100 метрах от улицы Старый Арбат. Подземный паркинг на 10 машиномест.»- это объявление от риэлторской фирмы. Можно купить. За 5,5 млрд.руб.
Удачно заполнили пространство. В самым козырном месте Москвы.
А когда то на этом углу кафешка была (фото 60-х годов с сайта pastvu.com).
Слева, в начале Кривоколенного переулка, доходный дом И. В. Борисова. № 3. 1912 год. В доме жил детский писатель Некрасов, автор «Приключений капитана Врунгеля». Кто не читал, наверняка мультик видел. По современным меркам- не высокий- 7 этажей. Но в узком переулке выглядит чуть ли не небоскребом.
Над парадным- массивная рельефная композиция: два рога изобилия, перевитые гирляндами с какими плодами и лентами.
За поворотом, напротив усадьбы Бобринского д.№ 11- доходный дом Зайченко (1910г.).
Чтобы построить эту «громадину», украшенную барельефами (то ли тети, то ли юноши), затейливым обрамлением окон, пришлось снести городскую усадьбу Вельяминовых. По некоторым сведениям, некоторое время там Пушкины проживали.
По правой стороне- здание в стиле модерн. д.6. Современное. Украшено какими то кабалистическими знаками. Малоквартирный особняк. Если на особняк Бобринского денег не хватает, можно купить квартирку в этом доме, по соседству. Двухкомнатная квартирка- всего 33 млн.руб.
За ним- ухоженный двухэтажный особняк с ажурным французским балкончиком. д.8. В истории ничем не отмечен.
В советское время- обычный барак с коммуналками. Удивительно, что его не снесли, когда строили соседний малоквартирный особняк. Просто облагородили.
Напротив доходный дом № 13. Как пишут: «Сочетает в себе черты неоклассицизма и модерна». В этом доме в квартире №9 жила Марина Цветаева. Вообще то, квартиру сняли ее сестры. А она к ним въехала. С Эфроном. А потом еще и Максимилиана Волошина пригласила пожить. На зиму 1912-13 гг. С супругой.
На самом деле, Цветаева жила не в этом доме. Тот дом был снесён. А на его месте построен этот. Как бы, точно такой же. Как гостиница Москва.
Вообще, по Москве у Цветаевой было немало адресов. Один из них мы недавно прошли-Сивцев вражек, 19
На противоположной стороне дом № 15- здание, построено в 1910 году для женской гимназии Н.П. Хвостовой. Семья их жила здесь же, в доме. После революции в доме находилась «7-я опытная школа имени проф. Коваленского», но в обиходе она ещё долго прозывалась Хвостовской. Здесь учился Мстислав Всеволодович Келдыш, будущий президент Аккадемии наук..
А по правой стороне, может быть, самое удивительное здание в Москве, дом № 10- «Дом Мельникова». Построен в 1929 году по собственному проекту архитектором Мельникова. В 1927 году архитектору правительство выделило ему участок земли в центре Москвы. За какие заслуги? Мельников работал над первым саркофагом для тела Владимира Ильича. А в 1925 году построил павильона СССР для Международной выставки в Париже. Открытие павильона быстро превратилось митинг французских рабочих, которые встречали Красина возгласами «Да здравствуют Советы!» и пели «Интернационал». Как было не дать?
И он построил этот дом. В виде двух стаканов. Один на треть вписан в другой. Как жить в круглом доме? Вот на Рязанском шоссе построили лет десять назад Дом слон. Гостиницу. Прикольно в слоне заночевать. Но жить в хоботе не очень удобно. Мне так кажется. Но Константин Степанович не только жил, но и работал. Особо ему удавались клубы (завода «Каучук», им.Русакова, фабрики Свобода и др.) и гаражи (на Бахметьевской улице, Новорязанской, Интуриста, Госплана).
Из более высокого стакана можно выйти на крышу более низкого. Там у архитектора было что- вроде веранды.
На территории- стенды. Этапы творческого пути архитектора.
Музей закрыт. Короновирус. Но работает киоск. Можно купить книжки, альбомы. Или магнитик. В форме шестиугольного окошка
Как говорят, некоторые окошки замурованы.
После смерти архитектора в 1974 году, до 2006 года жил его сын Виктор. Художник.
Между наследниками развернулась борьба за недвижимость. Никто не победил. В 2014 году открыли дом-музей.
За музеем д.12. Доходный дом построен в 1914 года.
За ним дом 14. Новый. 1998г.
За ним- его ровесник. Еще один современный доходный дом.
Напротив- доходные дома начала прошлого века (д.19,21).
А впереди- Плотников переулок.
На боковой стене д.19- вот такое произведение искусства. В память о Швондере. Как написано на табличке, основная мысль творения "Документ- самая важная вещь на свете".
А впереди- Плотников переулок. Дом 21. 2003г.
Поворачиваем налево. В сторону Сивцева вражка.
Справа- дом № 19/38, строение 1- «Городская рукодельная школа имени великой княжны Анастасии Николаевны». 1908 год. Названа в честь младшей дочери Николая II. Благотворительная школа для девочек. Богато декорирована. Было бы посветлее, сумели бы разглядеть на лепнине пчел- символ трудолюбия- у входа, под крышей- разглядеть двух швей со швейными машинками, а под самым коньком мы видим сову- символ мудрости и учебы.
А далее- опять современный клубный дом. 1996 г.
А слева, на углу с Сивцевым вражком, жилой дом (1833г).
Продолжаем маршрут по Сивцеву вражку (начало Сивцева вражка- в части 2).
Слева- пафосный дом 41 с огромным козырьком. Ранее была гимназия. В 1937 году она была встроена в ныне существующий дом.
Далее дом № 43- доходный дом Шаблыкиной (1906 г.).
С греческими мотивами. Парадный вход с четырьмя дорическими колоннами, лепной декор.
С 1920 по 1942 год в кв. № 12 здесь жил художник М.В.Нестеров- мастер религиозной живописи «серебряного века», о чём сообщает мемориальная доска, установленная на фасаде здания. После революции за религиозную живопись и сесть можно было. Стал писать портреты. В 1941 году даже получил Сталинскую премию. За портрет Павлова (который собак мучил).
Собственно, маршрут подходит к концу. Уже темнеет. Тем более справа- уютные огоньки маленького кафе Абу Гош. Можно зайти, попробовать хумус.
Справа д. № 44/28й. Доходный дом О. С. Петровской (1912). Еще его называют- Есенинский дом. Архитектор этого дома Д. М. Челищев занял квартиру № 5, а в квартире № 14 проживала Анна Романовна Изряднова- корректор в типографии Сытиных. Туда же поступил на работу Сергей Есенин: сначала грузчиком, потом получил повышение- стал помощником корректора. Вот и познакомился с корректором. Вступили в брачный союз. Но памятной доски нет: брак гражданский. Да и бывал Есенин здесь нечасто. И мужем был не очень. Как писала в своих воспоминаниях Анна Романовна: «Жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думая, как жить…». Даже сына не признал. Корректору, уже после смерти Сергея Есенина, пришлось обращаться в суд о признании Юрия ребёнком поэта.
На углу с Денежным переулком д.45- городская усадьба середины 19 века. Один из предполагаемых адресов героев Булгакова. Якобы здесь в полуподвале была квартирка Мастера и Маргариты. Это боковая стена усадьбы. Фасад- на денежный переулок. С фасада полуподвал уже не просматривается. Ушел в землю.
Ну вот и конец этой части маршрута. Можно к Смоленской. Или по Арбату- к Арбатской.