2 декабря 1805 года произошло сражение под Аустерлицем, одна из самых ярких побед Наполеона, и одно из самых тяжёлых поражений российской армии за всю её историю. Для Наполеона этот день был вдвойне важен, т.к. годом ранее, 2 декабря 1804 года состоялась его коронация как императора французов.
В этой битве столкнулись полководческий гений Наполеона и амбициозность Александра I. Объединённая русско-австрийская армия под командованием М.И.Кутузова насчитывала 85 000 человек и численно превосходила французскую армию. Но не в 2 раза, как предполагали союзники, а на 10-12 тысяч.
Планом Кутузова в этот момент, тем не менее, было избежать генерального сражения, и он сообщил об этом государю. Но главнокомандующий был вынужден выполнить приказ своего императора, который был настроен решительно и не сомневался в победе.
Подготовке к битве и самому сражению посвящены многие страницы в “Войне и мире”.
Военный совет, на котором князю Андрею не удалось высказать своего мнения, как он надеялся, оставил в нем неясное и тревожное впечатление. Кто был прав: Долгоруков с Вейротером или Кутузов с Ланжероном и другими, не одобрявшими план атаки, он не знал. «Но неужели нельзя было Кутузову прямо высказать государю свои мысли? Неужели это не может иначе делаться? Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» — думал он.
Наполеон применил всего один простой, но решающий манёвр - сосредоточил свои основные силы в центре позиции, и стремительным ударом рассёк растянувшийся фронт противника пополам. Часть левого фланга союзной армии оказалась практически окружена и спасалась бегством по льду замерзшего озера.
Шансы союзников на победу были тем более малы, что между австрийскими и русскими командирами почти не было настоящего взаимодействия.
Общие потери были таковы:
австрийцы - 6 000;
французы - 10-12 000;
русские - 21 000.
Союзные войска также потеряли 186 из своих 278 орудий и 46 знамён.
Несмотря на огромные потери, это не было полным разгромом. Большая половина русских частей (около 40 000) отступила организовано, сохранив боевой порядок.
Тем не менее, в России эта новость произвела шокирующий эффект. С Нарвской битвы 1700 г. русские войска не проигрывали генерального сражения. Со временем, правда, шок прошёл, и общий патриотический и воинственный настрой сохранился.
Австрия, посчитав проигрыш стратегическим, почти сразу вышла из 3-ей коалиции и заключила с Францией мир, став, по сути, её союзником. А в 1807 году в Тильзите Александр и Наполеон уже обнимались и называли друг друга братьями.
Наполеон во Франции, конечно, по-прежнему, герой, и память о его победах сохраняется зримо.