Не забудьте прочитать предыдущие части Кадом: взгляд в прошлое и Кадом: легенды четырёх холмов и проблема половодий
Лесных разбойников в бывшем Кадомском уезде всегда хватало. Места лесистые, удобные. Но что примечательно, возглавляли эти шайки лихих людей женщины. С чем был связан такой воинствующий матриархат — не известно, но атаманши-разбойницы успели проявить себя на данном поприще, да так, что их имена остались в истории.
Возьмём для примера хотя бы Алёну Темниковскую (или Арзамасскую), ушедшую из монастыря инокиню рубиться с мужчинами в рукопашных схватках и грабить честной народ. Возможно ли такое? Оказывается, да, возможно.
Алёна действительно постриглась в монастырь в молодости, когда осталась вдовой и ей стало не на что жить. Безграмотная крестьянка в монастыре обучилась и читать, и лечить травами. А в 1669 году, когда Степан Разин с Волги повёл своих людей на Москву, решила примкнуть к его войску. А для этого «монахиня» собрала отряд, в котором насчитывалось около 400 человек (!), и повела его на Касимов через кадомские земли попутно промышляя грабежом.
Гореть бы касимовским купеческим домам синим пламенем, если бы не дезинформация, направленная в адрес атаманши, о якобы двухтысячном царском отряде, высланном на защиту Касимова. Пожалев своих людей, Алёна повернула на Темников и захватила его. В итоге правительственные войска немного погодя этот город всё равно взяли приступом. Алёна укрылась в церкви, а когда солдаты ворвались и туда, обняла алтарь, и никто из мужчин не мог оторвать от него руки атаманши. По легенде, ей пришлось отрубать пальцы...
В конце XVII века появилась новая женщина-разбойница, промышлявшая между Темниковым и Кадомом. Атаманшу татарского происхождения звали Зляиха Чекашева. Она лихо управлялась с топором и кистенем, ходила грабить на большую дорогу, не брезговала и скупкой награбленного.
Продолжаться это долго не могло. На поимку атаманши Чекашевой и её ватаги были направленны вооружённые отряды из Москвы. Разбойники решили дать бой солдатам, но сражения как такового не получилось. Шайка была с лёгкостью полностью разбита и рассеяна, а атаманша Зляиха Чекашева убита.
Далее в конце 1730-х годов на арену вышла разбойница «князь-барыня» Мария Енгалычева. Семейство Енгалычевых в начале XVIII столетия было едва ли не самым сильным и богатым в тех местах, в Темниковском и Кадомском уездах ему принадлежало не менее трёх тысяч душ. Усадьба Енгалычевых находилась в селе Бедишево (ныне Ермишинский район, Рязанская область). Ничего не предвещало беды, но что-то произошло в беззаботной жизни молодой княгини Марии (дочери Алексея и Матрёны Енгалычевых), что сподвигло её уйти из дома в лес и стать одной из знаменитейших атаманш разбойников.
В томе 6 за 1906 год издания «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» под редакцией Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского (1870–1942), сына Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, говорится:
«...Энергичная и отважная княгиня Мария Алексеевна Енгалычева, прославившаяся в 1740-х годах своими разбоями. Она со своими дворовыми била смертным боем и грабила не только соседних крестьян, но и помещиков».
Другое свидетельство о проделках разбойницы оставил не кто иной как Максим Горький. Говорят, ещё в детстве он слышал от бабушки, Акулины Ивановны Кашириной, народное предание о «князь-барыне» Енгалычевой. Это предание писатель включил в шестую главу романа «Детство», где есть такие строки:
«Но особенно хорошо сказывала она стихи о том, как Богородица ходила по мукам земным, как она увещевала разбойницу «князь-барыню» Енгалычеву не бить, не грабить русских людей».
Получается, что Горький слышал про княгиню-разбойницу спустя почти полтора века после того, как она шалила в кадомских краях. Так что же известно об этой загадочной женщине?
На заре своих разбойничьих дел против шайки Енгалычевой в 1737 году шацким воеводой майором Любовниковым, возмутившимся постоянными грабежами на дорогах, была послана воинская команда, состоявшая из целых трёх (!) солдат с фузеями (дульнозарядными гладкоствольными ружьями с кремнёвым замком). Можно представить себе, как хохотали лесные «добры молодцы» Енгалычевой, завидев эту карательную экспедицию! По приказу «князь-барыни» Марии солдат поймали, фузеи отняли, и надавав им по шее, отпустили с богом.
Ужас на здешних купцов разбойница Енгалычева наводила несколько лет и в какой-то момент просто исчезла. Сведений о её поимке нет, возможно погибла в бандитских разборках. В общем, конец истории княгини Марии теряется…
После Марии Енгалычевой объявилась ещё одна разбойница - Елизавета Моисеева, вдова коллежского регистратора. Её шайка промышляла в 1760-х годах. Женщина была суровая и безжалостная.
Встревоженное правительство стало направлять множество воинских команд в Елатомский, Шацкий, Кадомский, Темниковский и Спасский уезды на борьбу с разбойниками. Но у лихих людей везде были свои глаза и уши, и «воровским шайкам» удавалось до поры до времени ускользать от правительственных войск.
Разбои несколько пошли на убыль после разгрома Пугачёвщины, когда по здешним краям прокатилось несколько крупных карательных экспедиций. Но отдельные дерзкие случаи всё же имели место быть.
В 1790 году в городе Кадоме ночью разбойничья шайка под предводительством купеческого сына Швечикова напала на дом купца Алыстина. Вооруженные ружьями, рогатинами и кистенями, «добры молодцы» вырубили сенные двери, избили хозяина и домочадцев, ограбили дочиста дом, попутно «растлили» двух девиц и благополучно скрылись.
Долго ещё местные жители помнили о былых временах, и спустя много лет уверенно показывали урочища, перевозы, овраги, курганы, могилы и прочие приметные места, связанные с именами некогда знаменитых атаманш-разбойниц. И на каждом таком приметном месте, как говорят предания, передаваемые из поколения в поколение, зарыты разбойничьи клады…
КЛАДЫ
Существует легенда о спрятанных в этих краях сокровищах Стеньки Разина. В 1670 году атаманы и атаманши Степана Разина устроили погром помещичьих имений в районе городов Шацк, Кадом, Темников и Арзамас. Только на следующее лето правительственные войска разгромили их. Но ничего из сокровищ не нашли. «Добро все закопано под сосной на берегу», — утверждал брат казненного Степана Разина. Организовали поисковую экспедицию, много, где искали, но найти ничего не удалось — через пять лет отрубили голову и брату. По мнению краеведов, «разинский клад» должен покоиться в земле где-то на берегу Мокши, в районе нынешнего райцентра Кадом. Но это всё конечно скорее всего красивая байка, не более.
Но ведь были и реальные случаи обнаружения кладов. Например, в одном из близлежащих сёл недалеко от Кадома в 1988 году в балке дома местного жителя был найден схрон золотых монет в количестве 13 штук: из них одиннадцать пятирублёвок и две десятирублёвки. Клад находчики продавали всем желающим, вначале за три бутылки за каждую из проданных трёх пятирублевок, а затем по 300 рублей за штуку. Сотрудники ОБХСС обнаружили все монеты и изъяли. За валютные операции находчиков осудили условно на 3 года.
Был ещё такой случай. В 90-х годах пришёл как-то один из местных жителей города Кадома в музей и спросил, нужны ли им царские монеты. На вопрос, откуда он их взял, выяснилось, что человек копал огород и случайно наткнулся на целое ведро медных монет 1850 года, из которых штучек пять и передал сотрудникам музея. Судьба остальной части клада прозаична, мужик их просто сдал в пункт приёма цветного метала как обыкновенную медь.
Сколько ещё хранит в себе Кадомский край припрятанных сокровищ, одному богу известно. Как говориться, удача любит настойчивых. Так что, кто ищет, тот обязательно найдёт!
Предыдущие части:
Кадом: легенды четырёх холмов и проблема половодий
Автор статьи: Денис Шибаев
Источники:
1) Статья Владимира Фролова «Тайные сокровища Рязанской земли. Археологи продолжают искать древние клады» от 11.09.2016 года на сайте rzn.info;
2) Статья В.Г. Милованова «Кадомский край» 1994 года на сайте kadom.ru;
3) Статья Дмитрия Бантле «Легенды о рязанских разбойницах» от 08.06.2018 года на сайте «Вечерная Рязань»;
4) Статья «Клады Тамбовских разбойников» от 16.03.2011 года на сайте «Золотая антилопа»;
5) Статья Людмилы Рубцовой и Алексея Водорезова «Кадом» на сайте ИА "МедиаРязань";
6) Статья Кирилла Серебренитского «Моя тетушка была разбойницей» от 17.02.2007 года на сайте «Вокруг света»;
7) Статья Дарьи Копосовой «Затерянная Рязань. Пленники четырёх холмов» от 05.10.2018 года на сайте Рязанского портала «YA62.RU»;
8) Книга Виталия Горчакова «Рязанские клады» (1995 год).