Приветствую, дорогие подписчики и гости канала, сегодня поговорим о каршере (краткосрочная аренда авто). Этот сервис относительно новый, но многие уже успели его оценить на собственном опыте, кто-то даже отказался от личного авто в пользу краткосрочной аренды и такси. Собственно, ваш покорный слуга сделал этот банальный выбор уже много лет назад и не пожалел. Посмотрим можно ли на этом еще и заработать.
Спрос и перспектива на каршер и такси
Действительно, простой сравнительный анализ расходов на личный транспорт и расходов на такси или каршер показывает, что при годовом пробеге меньше 10 тысяч километров владеть собственным авто невыгодно. Для семейного авто ценой в 1.5 млн руб. и годовым пробегом 9 тысяч км по Москве и области расклад будет следующий:
- стоимость одного километра пробега своего авто составит примерно 33 рубля;
- такси обойдется в 23 рубля на км;
- каршер примерно 20 рублей на км.
Приведенные цифры можно считать «подкрученными» в сторону личного авто, поскольку они не учитывают личное время владельца на езду в автосервисы, время на урегулирование страховых случаев, и собственно время «работы» водителем, а также расходы на хранение авто (гараж, стоянка). Поэтому, на самом деле, все еще печальнее для автолюбителей. Исключением являются ситуации, когда вы очень много ездите (от 17 тысяч км в год) либо живете в регионе, в котором нет доступа к дешевому такси или каршерингу. Так что, можно уверенно сказать, что этот тип услуг имеет устойчивый спрос на рынке и перспективу. Конечно, он будет видоизменяться, со временем придут беспилотные авто, в этом нет никаких сомнений. Но пока будем разбираться в нашей действительности и как на этом заработать.
Как войти обычному инвестору
Несмотря на то, что сегодня на нашем рынке присутствует большое количество компаний, предоставляющих услуги каршеринга, войти в этот дело простому физику крайне сложно. Мы сейчас не рассматриваем случаи, когда человек сам покупает авто и сдает его на свой страх и риск другому частному лицу – там море рисков и мороки. Рассмотрим «цивилизованный» способ, который предлагает нам один из крупнейших каршеринговых сервисов страны под названием Youdrive. Сам ресурс, позволяющий вложиться в каршеринг от YouDrive называется Youdrive.pool. Других агалогичных предложений на данный момент мне не известно, поэтому пишите в комментариях, если есть кто-то еще, оценим.
Как это работает. У любого каршеринга есть автопарк и он, как правило, «собственный», оформленный на юр. лицо каршеринга по договорам лизинга или кредита, но некоторые сервисы привлекают, в том числе авто сторонних владельцев. Это и есть, то окно, через которое можно «пролезть» в этот бизнес на правах арендодателя. Проще говоря, любой физик может дать денег каршерингу (в нашем случае Youdrive) чтобы тот купил для него авто и запустил его в свой каршеринговый оборот. Инвестор остается собственником, переданного в каршеринг автомобиля.
Кто такой Youdrive и кто арендатор
Youdrive – это бренд с одноименной интернет платформой и мобильным приложением. Договор инвестор заключает с компанией ООО «Новые транспортные системы». Компания зарегистирована в 2015 году, выручка растет внушительными темпами и за 2019 год превысила 0.8 млрд рублей. Прибыль отрицательная, но это типично для компаний роста, которые всеми силами пытаются занять значительную долю на растущем рынке. Если проследить цепочку акционеров этой компании, то можно увидеть, что она приведет к ПАО «Сбербанк России» и ООО «Мэйл.Ру». Да акционеры серьезные и нет сомнений, что имиджевые риски будут стимулировать акционеров к приличному поведению их дочки, НО формально арендатором является не Мэйл и не Сбер, а именно ООО «Новые транспортные системы».
Доходность инвестирования
По имеющимся у нашей редакции данным о потоке платежей для одной из моделей автомобиля, принимаемого в каршер, и нашей собственной оценке этого потока, получается, что можно получить чистыми от 10.75% для физлица и 12.87% для самозанятого. Аналогичные доходности публикует и сам Youdrive (11% и 13% соответственно), так что здесь все честно. Разница в 2.12% получается из-за разницы в налоговом режиме – физик платит НДФЛ по ставке 13%, а самозанятый налог на профессиональный доход по ставке 6%. ИП и юрики тоже могут участвовать.
Риски проекта
Основным риском вложения в этот проект является возможный отказ каршеринга от предусмотренного договором выкупа авто по истечению 3х лет. Почему это важно. Дело в том, что в каршеринге автомобиль достаточно сильно изнашивается, поскольку работает в разы интенсивнее, чем в личном владении. Да, по договору Youdrive обязуется выполнять все ТО и прочие необходимые технические работы по восстановлению авто, в том числе и после ДТП, но естественный износ авто никто не отменял, а он существенный. Если по какой-то причине авто не будет выкуплено у инвестора, то продать на рынке его будет гораздо сложнее, чем обычный автомобиль. Правда, указанная в договоре норма выкупа в 60% от первоначальной стоимости, отчасти учитывает этот риск. Просмотренные на момент публикации этой статьи аналогичные авто 3х летней давности, продавались значительно дороже, где-то за 75% от первоначальной стоимости.
Другой важный риск, следует непосредственно из договора аренды и связан со следующими формулировками:
1. Арендатор вправе, уведомив Арендодателя по адресу электронной почты, указанному в настоящем Договоре, в одностороннем порядке внести изменения в условия настоящего Договора и приложений к нему, связанные с изменением ставок применимых налогов и сборов или введением новых. За исключением указаных случаев Арендатор не вправе в одностороннем порядке вносить изменения в размер арендной платы, а также Выкупной цены.
Отчасти согласен, налоги могут измениться и арендатор в этом не виноват, кстати и арендодатель тоже. Смотрим далее.
2. Стороны согласовали, что изменение условий о размере арендной платы или Выкупной цены осуществляются по письменному согласию Сторон и оформляются в виде Дополнительного соглашения к настоящему Договору.
Да, конечно, все существенные изменения обычно оформляются дополнительным соглашением, но, простите, в предыдущем пункте договорились не менять арендные платежи и выкупную цену, а изменять только налоги и сборы. Дальше - больше.
3. В случае, если Арендатор в одностороннем порядке изменил размер арендной платы или Выкупной цены, Арендодатель вправе в одностороннем порядке отказаться от Договора и потребовать возврата Автомобилей без выплаты неустойки, предусмотренной настоящим Договором.
Отсюда следует, что арендатор может изменить график платежей, причем полностью, и пункт 1 не должен нас успокаивать. Если инвестор не согласен и отказался подписывать дополнительное соглашение по изменению платежей, то у него есть право забрать автомобиль и не платить при этом штраф за досрочное расторжение по сути инициированное самим арендатором, вот такая щедрость.
Конечно, скорее всего, это все «подстраховочка» для арендатора, на все случаи жизни. Понятно, что за три года может многое измениться, но для нас, инвесторов, это большой риск. А предполагать, что арендатор вдруг изменит график платежей в сторону инвестора, согласитесь смешно.
Мы перечислили лишь некоторые наиболее значимые риски этого проекта, есть отдельные нюансы и в агентском договоре. В целом можно сказать, что договора защищают арендатора, а инвестор слабо защищен.
Вывод
Каршеринг Youdrive предлагает интересный инструмент получения пассивного дохода, с фактической доходностью в 2 раза превышающей депозиты и низкорисковые облигации (ОФЗ, корпоративные надежных эмитентов). Но текущая редакция договоров требует существенной доработки повышающей защиту инвестора, на которую каршер может и не согласиться или уменьшить доходность проекта. Без этого риски не покрываются доходностью.
Другой вариант для инвесторов, оставить все как есть, но разбить начальную инвестицию на несколько частей, оформив авто на одного доверенного физика, тем самым снизив риск для каждого инвестора, но сохранив интересную доходность проекта. Этот вариант видится допустимым, хоть и сильно ограниченным по объему вложений.
Пишите, пожалуйста, в комментариях есть ли у Вас опыт вложения в этот или подобные проекты, будет интересно обсудить. Всегда взвешивайте риски и трезво оценивайте свои финансовые возможности, помните, что риск есть во всем.
*******************************************************************************
Если материал был для Вас полезен, поддержите канал подпиской и лайком - это очень помогает продвижению и мотивирует писать авторский контент, спасибо! Подписаться.
З.Ы. ссылка на инстаграм - там пока немного больше наших статей, но здесь они более подробные.
Месяц бесплатного брокерского обслуживания от "Тинькофф Инвестиции" здесь.