Когда персидский царь Дарий I подавил восстания подвластных его державе народов, он провел административную реформу, установил легкое и справедливое налогообложение и решил проверить на прочность переформатированное им государство во внешней войне. В качестве боксерской груши были выбраны племена причерноморских скифов, которых надлежало покарать силой персидского оружия. Греки предоставили флот и инженеров для переправы через Дунай, вассальные народы прислали свои отряды, и в 512-м году до н.э. огромное войско двинулось в путь.
Однако скифы уклонялись от боя, заманивая противника в свою страну и сжигая все, что могло дать врагу кров и пропитание. Когда раздраженный Дарий отправил царю скифов Иданфирсу послов с предложением покориться или дать сражение, тот сказал, что просто кочует, как это заведено у его народа.
Наши предки, очевидно, кочевниками не были, однако тоже постоянно использовали скифскую тактику, предпочитая, чтобы против супостата воевала сама страна, ее большие расстояния, плохие дороги и суровый климат. Когда противостоящая сторона была совсем уж могучей, русские правители даже оставляли свою столицу, чтобы вернуть утраченное позднее.
Итак, кто и сколько раз брал Москву?
Первенство в этом непростом состязании держат татары, они занимали белокаменную целых четыре раза, правда не каждый раз ее брали штурмом. Ордынские ханы считались верховными правителями, а потому как бы входили миром в собственные владения. Правда, они не всегда оправдывали ожидания москвичей, начиная жечь и грабить.
Первый раз случился в 1238-м году в ходе монгольского западного похода. Тогда еще Москва была столицей мелкого удельного княжества и имела лишь деревянные стены. Однако, из-за расположения на речном торговом пути здесь было много богатых товаров, которые и присвоили себе завоеватели.
Второй успешный штурм случился в 1293-м году в ходе похода золотоордынского царевича Тудана, вошедший в историю, как Дюденева рать. Татарский военачальник захватил и разорил четырнадцать крупных городов Владимирской Руси. Его целью было посадить на великокняжеский престол русского кандидата, который заручился поддержкой в Сарае.
В 1382-м году у города уже появились каменные стены, поэтому после победы над узурпатором Мамаем москвичи не боялись и законного правителя Орды Тохтамыша. Они отбили несколько упорных штурмов, но затем поверили словам хана, что тот всего лишь хочет посмотреть Москву изнутри и поплевать вниз со стен Кремля. Это было ошибкой, лишь малое количество горожан сумели сохранить жизнь и свободу.
Следующий раз белокаменная пала в руки врага в 1571-м году, когда крымский хан шел отвоевывать у Ивана Грозного захваченные прежде Казань и Астрахань. Справедливости ради, Москва так и не была захвачена, но зато почти полностью сгорела. Хан Девлет-Гирей был настолько потрясен пылающей русской столицей, что так и не решился двинуть войска вперед, хотя защитников у нее тогда не было.
В 1612-м году произошла вообще историческая небылица: польско-литовские вояки были пущены боярами в Москву в связи с тем, что на трон собирались избрать королевича Владислава. Они отбили осаду первого русского ополчения, подавили восстание горожан, но с Мининым и Пожарским сладить не смогли.
В ходе Отечественной войны 1812-о года после Бородинской битвы Кутузов принял принципиальное решение об оставлении столицы с целью сохранить армию для последующего сопротивления. Наполеон посидел там месяц с лишним, но видя, что его послы возвращаются от Александра ни с чем, принял решение об организованном отступлении. Кремль пытались взорвать, но безуспешно.