Причём не по решению администрации или коллег, а в результате голосования самих старшеклассников в конце учебного года, что до сих пор является для меня самой большой наградой. Сразу хочу сказать читателю, что тот удивительный год в моей профессиональной жизни больше не повторился. Одним словом, никакого выпендрёжа. Это простая история, но с непростыми выводами для всей учительской профессии.
Работа в школе
Давно это уже было. Только что закончил ВУЗ. Работу по прямой специальности не нашёл, зато меня нашла работа учителем.
Для тех, кто хочет узнать, как меня занесло в ту частную школу в Америке и вообще в педагогику, или
Как я работал в той школе ещё и тренером по теннису, или
Как становятся учителями в американских частных школах.
Опыта преподавания у меня практически не было. Подрабатывал раньше репетитором. Вспоминал свою короткую педагогическую практику в России. И всё. Поэтому мои американские начальники нагрузили меня для начала обязанностями попроще: репетиторство с отстающими учениками, тренерство в течение всех трёх сезонов, дежурство в общежитиях, работа вебмастером школьного сайта и подготовка к преподаванию одного класса истории под руководством опытного коллеги. Это в первый год.
А на следующий год я уже вёл историю самостоятельно, хоть и один только класс. Другие мои обязанности тоже оставались при мне. Не имея ещё семьи, жил я в том интернате для одних только мальчишек как в монастыре. Благодать. Вот только профессионального роста мне не хватало. Один же только класс разрешили вести, а обычная нагрузка - четыре.
Последний год - решающий
Из-за этой пробуксовки в работе я и решил потрудиться ещё один год и поступить потом в магистратуру. Начал готовиться к экзаменам уже летом. В новом же учебном году собирался работать только ради удовольствия, for fun, как говорят американцы, потому что карьерный рост в школе я отложил на будущее. Вот эта психологическая установка и оказалась решающей.
Чем бы я не занимался в тот последний год, всё делал for fun. Читал книги, преподавал, смотрел отличные фильмы, высыпался, беседовал с интересными людьми в школе. Самое главное, работал с пацанами того подросткового возраста, в котором очень хорошо помнил себя. Поэтому-то мы так хорошо и поладили.
Самое главное - бодибилдинг
В подростковом возрасте я начал заниматься бодибилдингом. Мода такая была в 1990-х годах. Занимался им так, как учёные занимаются наукой. Качался, вёл дневники питания и тренировок, высчитывал калории, соотношения белков, жиров и углеводов, читал без конца. В общем занимался бодибилдингом так же, как и учёбой в школе. Серьёзно.
Повзрослев, я то бросал, то возобновлял занятия с тяжестями, но не потому что пропадал интерес, а из-за жизненных обстоятельств. Так вот, эти обстоятельства складывались для меня самым благоприятным образом в том самом интернате, где я преподавал. Отдельное жильё. Тренажёрный зал в двух шагах (почти буквально). Отличная еда в школьной столовой в течение всего рабочего дня. Хорошая зарплата. Идеальные условия для бодибилдинга.
Вопрос химии
А тут и ученики мои однажды задали мне такой вопрос во время тренировки, который меня насторожил:
Не знаете, какие precursors (предшественники) лучше принимать?
Это они имели в виду препараты, стимулирующие повышенную выработку тестостерона самим организмом. Стероиды - это искусственный гормон извне, а предшественник, по мнению моих учеников, - это безопасная химия. В их возрасте любые игры с гормонами опасные. Да и зачем им гормоны? У самих же хоть отбавляй. Как им это было объяснить?
Личным примером, курятиной и рыбой
Оказалось, что просто. Как сейчас помню, сентябрь стоял на дворе, когда мы разговорились на тему бодибилдинга и когда я им сказал следующее:
Будем заниматься весь год вместе. Как я раньше качался без всякой химии, так и вы научитесь. На курице и рыбе. Всё вам покажу и расскажу.
И показал. Вместе завтракали, обедали и ужинали в столовой. Уговорил директора столовой включить побольше здоровой еды. Вечерами в перерывах между домашними заданиями качали железо в зале. Научил ребят правильно поднимать тяжести, чтобы спину себе не повредили, правильно питаться и от химии держаться подальше. Многие из ребят заметно подкачались. И я сам здорово прибавил в весе за счёт роста мышц и сжигания жира, что и было моей целью. Обещал же на личном примере всё показать.
Безвозмездное служение
Лет пятнадцать уже прошло с той поры, когда я прожил просто потрясающий год всестороннего развития. Но самое главное не это, а то, что тот год я посвятил не столько себе, сколько ученикам. Вёл уроки, проверял тетрадки, тренировал, дежурил, но и зарплату за это получал. А вот за бодибилдинг с пацанами я не получал ничего, хотя проводил с ними около двух часов почти каждый вечер своего свободного времени.
Сотни ребят подписали даже петицию директору, чтобы сделать бодибилдинг официальным видом спорта в школе. Ничего, конечно, не получилось, но качаться не перестали, тем более что железо помогало им в их основных видах спорта (хоккей, футбол, бейсбол, баскетбол и так далее).
Когда на выпускном в конце мая назвали моё имя, чтобы вручить мне награду как лучшему учителю года по мнению учеников, я не поверил своим ушам. Оставались считанные дни моего пребывания в школе. Мне просто в кайф было работать с пацанами, заниматься с ними всем тем, к чему у меня самого душа лежала. Вот за это ребята и проголосовали - за беззаветную и порой безвозмездную работу с ними. На полную мощность вкалывал, не оставляя времени даже для личной жизни.
Непростой выбор
Если бы кто-то снял художественный фильм про мою работу учителем и тренером, то он пришёлся бы по вкусу любителям "Общества мёртвых поэтов" или "Писателей свободы". Только это капсула, короткий временной отрезок длиною в один лишь учебный год, когда учитель отдал всего себя святому делу работы с учениками.
Таких вдохновенных учителей огромное множество. И почти у всех у них неустроенная личная жизнь, что, кстати, показано и в вышеназванных фильмах. Кто без жены. От кого муж ушёл. Или вспомните "Доживём до понедельника". Можно работать так, как в кино. Ещё как можно. Сам знаю. Но учителя быстро вспыхивают в своём служении и так же быстро перегорают. Как на 1000-метровке.
На самом же деле преподавание - это марафон, когда вспышку надо растянуть на долгие годы до самой пенсии, особенно когда хочется жить не только для школы, но ещё и для своей семьи с детьми. Многие, особенно по молодости, стараются жить больше для школы, но перегорают. Или же понимают, что требуется баланс в стремлении служить другим как мать Тереза (которая, кстати, была не замужем). Вот только фильм про баланс в работе уже не снять. Неинтересно же.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Если понравилась статья, делитесь ею с друзьями. До новых встреч!