Найти тему
Автор Дзен

Боги Иллирии

Изображения взяты из открытых источников
Изображения взяты из открытых источников

Часть 1

Богиня Тана, Тиана или Зана (албания)

-2

Иллирийская богиня, приравненная к римской Диане. На изображениях, за ней следуют три козла с золотыми рогами. В горах Албании Зана живет как фея, украшенная храбростью и красотой. У боснийцев Зана или Тана - лесная фея (Златна), которая живет в боснийских лесах и помогает великим воинам. Глубокая связь богини Таны прослеживается в народных песнях, где описывается сцена встречи национального героя с феями, которые изображаются в виде коз. Герою, с его проницательностью, удается разоблачить их и подчинить своей воле. Хотя в боснийской мифологии считается, что лесная фея и Златна на самом деле две разные феи, а именно, мать и дочь, мы, вероятно, говорим об одной фее, которая, возможно, имеет разные имена в разных частях Боснии и Герцеговины. Идентификация иллирийской богини в имени королевы фей Златна (Златана) более чем очевидна в самом имени, а именно, если мы вычтем первые три буквы из "Златаны", мы получим имя Тана, или если мы вычтем вторую, третью и четвертая буква - Зана. Златну называют лесной или горной феей в северо-западной части Боснии, что подтверждает ее привилегированное положение.

Алтарь Видаса и Тана из Топуско

-3

Бог Видасус или Видас.

Одно из имен этого великого бога иллирийского пантеона - Мессор или Аталак, что явно намекает на его доминирующую роль в культе плодородия, то есть в сельском хозяйстве. Время сбора урожая было посвящено ему. Также, Видасус - бог лесов и природы, а вместе с богиней Тана - божества плодородия. Также ему поклонялись под именами Магла или Кор. Имя Кор напоминает кельтского бога Кернунноса, у которого было схожее описание. Точно так же предполагается, что с этим иллирийским божеством связано известное имя Грабовиус (откуда возможно происходит иллирийское слова " Grabouie"), которое упоминается на так называемых таблицах игувинов из Умбрии в Италии. Считается, что Видас, или романизированный Сильван, был верховным иллирийским богом в период до Рима, и он также сохранил это значение после него. Римляне приняли его и приравняли к греческому Пану - защитнику лесов, стай и природы, а также считавшимся помощником на охоте. Визуальные изображения иллирийского Видасуса изображают его как существо, наполовину с телом козла, наполовину человека. Видасу поклонялись в начале светлой части года, т.е., в конце апреля - начале мая.

Обработанный янтарь, изображающий бога Видасуса
Обработанный янтарь, изображающий бога Видасуса

Скульптуры, изображающие бога Видасуса, иногда в сопровождении Таны, показывают его в окружении танцующих девушек или нимф или водных фей. Помимо данных, которые подтверждают, что боснийский народ был знаком с понятием "фей" с древних времен, эта информация чрезвычайно важна для дальнейшего изучения мифологии связанной с людьми, которые вступили в прямой контакт с феями и получили исцеляющие силы, а также тексты заклинаний. Из боснийских традиций мы знаем, что феи умеют лечить целебными травами и родниковой водой, в которой, согласно легендам, они купались.

Продолжение в следующей части статьи

(или здесь)

Кому интересно подписывайтесь на мой канал, спасибо за внимание.