Здравствуйте!
Хочу поговорить немного о самых, пожалуй, популярных нынче жанрах фантастической литературы (во всяком случае, в русскоязычном литературном пространстве) - «попаданцах» и постапокалиптических боевиках. Эти два направления, если учесть некоторые вариации, составляют, наверное две трети всего написанного и опубликованного, будь то на бумаге или в электронном виде. Если вспомнить старую добрую политэкономику, то спрос рождает предложение, которое, в свою очередь, формирует дальнейший спрос. Но появилось все это отнюдь не на пустом месте. Понятно, что у такой популярности должны быть серьезные причины — попробуем разобраться, какие именно.
Я не хочу сейчас касаться литературного уровня всей этой литпродукции, хотя бы потому, что он очень и очень разный. Лично я не большой любитель всего этого дела, но это, во-первых, вопрос личных предпочтений, во-вторых все равно не имеет прямого отношения к теме статьи. Поэтому вернемся к причинам.
Традиционно произведения в жанре постапокалиптики относят к антиутопиям. Спорить с этим, конечно, сложно — как правило сюжет их, хоть и не аналогичен традиционным «политическим» антиутопиям, собственно и проложившим жанру дорогу в современную литературу — таким, как «1984» и «Дивный новый мир» - но в целом совершенно понятно, что описываемый в них мир тотального разрушения всех социальный и политических институтов так же далек от утопии, как описываемые классиками миры тотальной слежки и контроля.
Однако давайте на секундочку отвлечемся от внешнего антуража, и взглянем чуть глубже. В конечном счете, главное в любой книге — не декорации, а персонажи (которые, кстати говоря, учитывая жанровую специфику, совсем не обязательно должны быть людьми). Вот персонажами и займемся.
За очень редким исключением всех персонажей современных постапокалиптических произведение можно поделить на три условных категории: главный герой, «сопровождающая свита» главного героя и враги. Повторюсь — это очень условное деление, вариантов гораздо больше, но сейчас это не так уже важно. Сюжет чаще всего достаточно стереотипен: чаще всего это квест, иногда внутренний, но чаще всего вполне географический, который совершает главный герой, попутно спасая и поддерживая свою свиту и уничтожая многочисленных врагов. Уровень, насколько произведение АНТИ-утопично, обычно оценивают по количеству и отвратительности врагов и по уровню деградации декораций. Знакомо?
А теперь я вас очень удивлю. Я считаю, что произведения такого типа на самом деле ничего общего с антиутопией не имеют. Причем с точностью до наоборот — я полагаю, что для и для большинства авторов и для большинства поклонников жанра это на самом деле УТОПИЯ, без всякого анти.
Наша повседневная реальность сейчас — это мир, в котором отдельный человек практически ни на что ни влияет. Ни один из наших индивидуальных поступков не способен что-либо изменить в общем ходе событий. Есть мы, нет нас — все будет идти своим чередом. Ну ладно, собравшись вместе и выработав общую линию поведения мы способны чуть-чуть изменить что-нибудь, но, положа руку на сердце — когда это в последний раз получалось? Особенно без применения насилия.
И вот в книге появляется решительный, непреклонный герой (или героиня). Ну или не решительный и колеблющийся, но тем не менее постоянно ДЕЙСТВУЮЩИЙ — защищающий слабых, уничтожающий злых, идущий наперекор всему к какой-то своей цели. Неважно, если он даже не сознает к какой цели идет — главное, что ИДЕТ. Для человека, который идет преимущественно за способом оплатить ипотеку, ныне, присно и вовеки веков, такой социопатичный, покалеченный, окровавленный персонаж (который даже не обязательно положительный — он вполне может оказаться и отъявленным подонком), по трупам шагающий в свое — светлое или темное — будущее, это настоящая УТОПИЯ, воплощение тщательно скрываемых и одновременно лелеемых желаний, стремления к тому «чтобы все было по-честному», напрямик и напролом.
В случае с попаданчеством все даже еще проще. Не уверен, что имеет смысл расписывать тут все настолько подробно — ведь невооруженным глазом видно, что «попаданцы» - это фокус пересечения фантазий автора и читателя о том, как бы они все устроили, если бы им дали такую возможность. Не имеет значения, куда именно автор забрасывает «попаданца» - прошлое, будущее, параллельный мир, волшебная страна… Ни в одном романе еще «попаданец» не оказывается в роли, скажем, нищего золотаря без малейших шансов вырваться за пределы страты, чтобы на последней странице бесславно утонуть в дерьме. (Если найдете такой — дайте мне знать). Нет, все всегда заканчивается восхождением по иерархической лестнице, тайным или явным (второе намного чаще) и исправлением личной жизни и мира в соответствии с… С чем? Наверное, с тайными или явными желаниями автора. С чьими же еще?
Подытоживая все сказанное, еще раз повторюсь: я ни в коей мере не касаюсь тут литературного уровня этих жанров (хотя бы потому, что он очень разный). Я только попытался проанализировать их истоки.