Найти в Дзене
Научная экономика

ПРЕОДОЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ЦИФРОВОГО РАЗРЫВА

В мире постоянно происходит расширение доступа к цифровым технологиям, но, несмотря на это, по прежнему существуют значительные проблемы цифровой интеграции женского населения. В данной статье рассмотрены примеры гендерного цифрового разрыва между мужчинами и женщинами, приведены примеры решения данной проблемы, которые используются в мире, а так же выдвинуты предложения по программным

В мире постоянно происходит расширение доступа к цифровым технологиям, но, несмотря на это, по прежнему существуют значительные проблемы цифровой интеграции женского населения. В данной статье рассмотрены примеры гендерного цифрового разрыва между мужчинами и женщинами, приведены примеры решения данной проблемы, которые используются в мире, а так же выдвинуты предложения по программным рекомендациям авторами статьи.

The world is constantly expanding access to digital technologies, but despite this, there are still significant problems of digital integration of the female population. This article describes examples of the gender digital divide between men and women, examples of solving this problem that are used in the world, as well as existing proposals software recommendations by the author.

Ключевые слова: цифровой гендерный разрыв, цифровая интеграция, цифровые навыки, цифровая мобильность, цифровое неравенство

Keywords: digital gender gap, digital inclusion, digital skills, digital mobility, digital divide

Несмотря на прогресс, достигнутый за последние годы в мире в плане существенного расширения доступа, а также наличия новых приложений и более доступных телефонов, все еще существуют значительные проблемы. Их необходимо преодолеть для обеспечения участия женщин в процессе перехода к цифровому обществу, что будет способствовать повышению производительности труда и социальному развитию во всем мире.

Доступ к мобильным услугам в странах с низким и средним уровнем дохода действительно растет, наряду с падением цен и динамичной экосистемой интернета, в результате реформ политики в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), осуществленных с начала 1990-х гг. [4]. Однако при более внимательном рассмотрении обнаруживаются значительные пробелы не только в плане цифрового доступа, но и в способности конкретных социальных групп использовать новые технологические приложения для социально-экономического развития. Многие группы, такие, как пожилые люди, коренные народы и, в частности, женщины, по-прежнему не имеют возможности эффективно использовать ИКТ для улучшения сво-их условий жизни. С увеличением влияния цифровых технологий в нашей жизни разрыв в благосостоянии между теми, кто имеет доступ к ИКТ, и теми, кто лишен доступа к цифровым технологиям (особенно женщинами) будет расширяться и, таким образом, усиливать неравенство во всем мире.

Существующие гендерные пробелы в сфере цифровой интеграции, если они не будут должным образом устранены, вероятно, приведут к неравенству между мужчинами и женщинами во многих других областях, включая неравенство на рынках труда и меньшую финансовую интеграцию женщин. Основная причина этого заключается в том, что цифровые технологии вездесущи, и оцифровка затрагивает все сферы нашей жизни. Таким образом, женщины, лишенные доступа к цифровым технологиям, будут лишены более привлекательных и прибыльных возможностей трудоустройства, поскольку им не хватает грамотности, которая является одним из наиболее востребованных навыков в нынешнюю цифровую эпоху. Рынки поиска работы становятся все более цифровыми, и многие работодатели предпочитают нанимать своих сотрудников на онлайн-платформах. Женщины, не имеющие доступа к таким платформам, рискуют получать значительно более низкую заработную плату за свою работу, чем нынешняя рыночная заработная плата. Таким образом, невозможность доступа к цифровым технологиям и их использования может привести к еще большему разрыву в оплате труда мужчин и женщин.

Более эффективное цифровое вовлечение женщин также значительно улучшит их финансовое вовлечение. Женщины часто не имеют гарантий, требуемых традиционными финансовыми учреждениями для подтверждения их кредитоспособности. Новые финансовые технологии используют компьютерные алгоритмы для анализа данных клиентов в виде цифровых записей транзакций и принятия решения о том, должен ли конкретный клиент получить кредит или нет. Женщины, лишенные доступа к цифровым технологиям, лишены этого важного актива, что делает их более рискованными и менее надежными для поставщиков финансового капитала. Решающим фактором здесь является время, поскольку, чем больше времени потребуется для ликвидации цифрового гендерного разрыва, тем меньше капитала данных женщины смогут накопить, что может привести к гораздо более широкому разрыву в финансовой доступности.

Как открыть мобильный телефон для голосовой связи, мобильного широкополосного доступа является инициатором внедрения интернета. В Африке, Азии и Латинской Америке люди впервые получают доступ к интернету через свои мобильные устройства. Однако по состоянию на 2015 г., по оценкам, мобильными телефонами владели на 200 миллионов меньше женщин (примерно на 14% во всем мире) чем мужчин [6]. Политика, направленная на сокращение гендерного разрыва в сфере цифровой интеграции, будет способствовать расширению прав и возможностей женщин путем предотвращения и сокращения гендерного неравенства на рынках труда и улучшения финансовой интеграции женщин. Если будет устранен существующий цифровой разрыв, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, где гендерный разрыв в цифровых технологиях является самым большим, то можно будет осуществить скачкообразный процесс в направлении развития. Это позволит развивающимся странам использовать новые технологии для решения долгосрочных задач, включая эффективное здравоохранение, образование, участие в политической жизни и гражданские права.

Усилия по расширению доступа к интернету через широкополосные планы и законодательные реформы привели к улучшению цифрового равенства во всем мире. Однако более пристальный взгляд на эти достижения показывает резкое гендерное неравенство с точки зрения доступа, владения цифровыми устройствами, а также свободного владения цифровыми технологиями. По данным организации «Equals Global Partnerships», в мире на 200 миллионов меньше женщин владеют мобильными телефонами, на 250 миллионов меньше женщин, чем мужчин, пользуются интернетом и только 6% женщин разрабатывают приложения.

Несмотря на то, что владение мобильными телефонами и доступ к ним в странах с низким и средним уровнем дохода растут в геометрической прогрессии, недавние исследования показывают, что женщины по-прежнему остаются в стороне. Индия является вторым по величине рынком мобильных телефонов в мире, насчитывающим более одного миллиарда пользователей, однако женщины составляют лишь 2% пользователей интернета в сельских районах [2]. В странах с низким и средним уровнем дохода отмечается наибольшая степень гендерного неравенства, а так же наблюдается значительный гендерный разрыв во владении мобильными устройствами и использовании мобильного интернета.

Эти данные подтверждаются глобальным Южным обзором «AfterAccess», который показывает, что в Африке, Латинской Америке и Азии женщины имеют меньший доступ к технологиям, чем мужчины, даже к мобильным услугам, широко используемым бедными слоями населения [1]. Это исследование показывает, что городские пользователи значительно превышают сельских пользователей во всех трех регионах. Даже с мобильным широкополосным покрытием люди не обязательно выходят в интернет. Более 1,2 миллиарда женщин в этих регионах не пользуются мобильным интернетом. Женщины, в среднем, на 26% реже пользуются мобильным интернетом, чем мужчины. Даже среди владельцев мобильных телефонов женщины на 18% реже, чем мужчины, пользуются мобильным интернетом.

В Африке процент проникновения мобильных телефонов среди мужчин выше, чем среди женщин, в Кении, Гане, Нигерии, Танзании, Руанде (самой неравноправной стране с 50% мужского населения и 32% женского) и Мозамбике. В случае проникновения смартфонов доля мужского населения также выше, чем женского. Южная Африка, страна с самым высоким уров-нем проникновения, имеет 60% доступа для мужчин и 52% для женщин.

Развитые страны, такие как США, Нидерланды, Великобритания, а также страны Северной Европы (Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия) имеют самые высокие показатели владения цифровым языком и занимают первое место среди лучших исполнителей в области гендерного равенства на рабочем месте. В быстро меняющемся рабочем месте, цифровая мобильность станет первостепенным навыком.

Цифровой гендерный разрыв становится еще более заметным, когда речь заходит о женщинах как создателях технологий. В США женщины состав-ляют 57% всех профессиональных профессий, но только 25% всех компьютерных профессий. Доля женщин из числа меньшинств в таких профессиях ничтожно мала. В то время как 88% всех патентов на ИКТ изобретаются мужскими командами изобретателей, только 2% патентов изобретаются женскими командами изобретателей [3]. Эта модель применима практически ко всем странам «Большой двадцатки» и в значительной степени не зависит от уровня экономического развития страны [7].

Согласно опросу «After Access», недоступность постоянно является главным препятствием для цифрового включения во всех развивающихся регионах [1]. В качестве сдерживающих факторов для внедрения цифровых технологий были названы стоимость устройств и услуг, а также соответствующий контент. Женщины менее осведомлены о мобильном интернете по сравнению с мужчинами, что значительно ограничивает их понимание, особенно в Африке и Азии.

Социально-культурные факторы являются одним из основных препятствий для доступа многих женщин. Гендерный разрыв в сфере владения мобильными телефонами в Индии проблему неравного доступа, но также рисует неполную и вводящую в заблуждение картину. Опрос, проведенный

В сельской местности штата Мадхья-Прадеш, показал, что большинство женщин, владеющих мобильным телефоном, не знают, как им пользоваться. Не умея ни читать, ни писать, они не могли набрать номер или прочитать сообщения; большинство из них не знали своих мобильных телефонов и должны были спросить своих мужей.

Таким образом, «цифровой разрыв» – это не просто вопрос доступа к цифровым технологиям, а вопрос о способности эффективно использовать этот доступ. В Мадхья-Прадеше, как и во многих частях сельской и полу-сельскохозяйственной Индии, этот потенциал непосредственно формируется гендерно-предвзятыми убеждениями и системами ценностей, которые налагают ограничения на образование и свободную мобильность женщин. Данные переписи 2011 г. показывают, что 65,46% женщин грамотны по сравнению с более чем 80% мужчин. Кроме того, 23% девочек бросают школу до достижения ими половой зрелости. Патриархальные взгляды и убеждения также ограничивают права женщин в общественных местах, не позволяя им получить доступ к общинным интернет-центрам, внешним рабочим местам и учебным заведениям совместного обучения.

Кроме того, во многих частях Индии, как и в других развивающихся странах, эти социальные системы не только кажутся невосприимчивыми к изменениям, но и, как представляется, становятся все более глубоко укоренившимися. Во многих индийских деревнях, где 70% населения Индии проживает в более чем 600 000 деревнях, незамужним девушкам было запрещено пользоваться мобильными телефонами со старшими по различным причинам, включая личную безопасность и обеспечение того, чтобы они не отвлекались от учебы. [2].

Еще одним примером того, где социокультурные факторы играют важную роль в цифровом включении, является Бангладеш, страна, где 89,5% всего населения составляют мусульмане. В 2009 г. правительство приступило к осуществлению комплекса мер политики, направленных на стимулирование развития ИКТ в стране, определение стратегий и областей для построения общества, основанного на ИКТ. Однако в этих стратегиях отсутствовала гендерная перспектива, в результате чего игнорировался тот факт, что этническая принадлежность и религия являются социокультурными факторами, влияющими на цифровую интеграцию женщин [5].

Капасия и Харша были деревнями, изученными Дж. Дженило и соавторами (2015) [5]. Первый-относительно светский, а второй-более исламистский. Даже если в обеих деревнях женщины имеют доступ к электронным устройствам мужчин-членов семьи, в Капасии женщины могут получить высшее образование и планировать карьеру, в то время как в Харше они связаны с домашними делами и не могут общаться с мужчинами в общественных местах из-за исламской культуры. Кроме того, в цифровых центрах большинство компьютерных инструкторов – мужчины, что препятствует обучению женщин программам ИКТ.

Таким образом, нищета и социально-культурные нормы, влияющие на возможности женщин в области образования, в первую очередь обусловливают гендерный разрыв в цифровых технологиях. Без достаточного коли-чества женских образцов для подражания вне семьи преодолеть гендерные стереотипы становится еще труднее.

Многие препятствия на пути цифровой интеграции женщин – это традиционные гендерные ограничения, которые проявляются в законах или социально-культурных нормах, нищета, более низкие возможности для получения образования девочками и ограниченный доступ к рынкам труда,а также сохраняющиеся гендерные стереотипы. Соответственно, политика, направленная на расширение прав и возможностей женщин путем устранения этих традиционных ограничений, будет также способствовать их цифровому охвату.

«Равноправное Глобальное партнерство»

Равное Глобальное партнерство-это глобальная сеть с более чем 50 партнерами из правительства, НПО и гражданского общества. Она была инициирована в 2016 г. в рамках альянса между Международным союзом электросвязи (МСЭ), организацией «ООН-Женщины», международным торговым центром (МТЦ), ГСМ и Университетом Организации Объединенных Наций. Осознавая проблему того, что женщины лишены возможности пользоваться финансовыми, образовательными, социальными и медицинскими ресурсами цифрового мира, они стремились к сотрудничеству между субъектами, способными преодолевать границы и преодолевать культурные барьеры.

Глобальное партнерство включает в себя план действий по сбору данных, обмену знаниями и укреплению информационно-пропагандистской деятельности. Основное внимание в рамках этой сети уделяется расширению доступа женщин и девочек к цифровым технологиям, обеспечению связи и безопасности, поддержке развития научно-технических, инженерных и математических навыков женщин и девочек и поощрению роли женщин в процессе принятия решений в области ИКТ.

«Athena SWAN Charter» – Великобритания

1. 2005 г. британская группа по проблемам равенства содействовала принятию «Athena SWAN Charter» [8] в целях содействия вовлечению женщин

2. науку, технику, инженерное дело, математику и медицину. «Athena SWAN Charter» теперь признает также работу в области искусства, гуманитарных, социальных наук, бизнеса и права. Приоритеты «Athena SWAN Charter» заключаются в том, чтобы помочь женщинам продвинуться в академических кругах, сохранить их участие в конвейере перевозчиков, устранить гендерный разрыв в оплате труда, перевести женщин из докторантуры в устойчивую занятость и избежать дискриминации. В настоящее время в «Athena SWAN Charter» насчитывается 143 члена с 699 наградами, которые признают хорошую практику в достижении гендерного равенства. Так же был создан репозиторий с информацией обо всех проектах-победителях [8].

«Internet Saathi» – Google, Индия

Инициатива «Интернет Саати», поддержанная партнерством «Google»

1. «Tata Trust», направлена на содействие вовлечению сельских женщин в интернет путем обучения их элементарным навыкам работы в интернете

2. предоставления им устройства с поддержкой интернета. После обучения более 30 000 женщин в деревнях 1,1 лакх (прим. Лакх – 100000 рупий) помогли другим женщинам получить доступ к интернету и использовать его различными способами. Неофициальные данные свидетельствуют о том, что женщины, участвующие в программе, используют интернет творчески, начиная с повышения осведомленности о проблемах здравоохранения и за-канчивая повышением своего заработка и производительности труда.

Авторами выдвинуты следующие программные рекомендации для решения данной проблемы:

1. Правительствам во всем мире необходимо создать правовые и нормативные рамки, стимулирующие внедрение ИКТ. Эти рамки должны рассматривать интернет как технологию общего назначения, которая является сквозной для всех секторов экономики, а также для политической и социальной сфер государств.

2. Инклюзивная политика должна эффективно продвигать полезный и содержательный контент для женщин с помощью цифровых платформ для расширения доступа и использования основных услуг.

3. Содействовать образованию женщин в области науки и техники посредством стипендий, стажировок и программ профессиональной подготовки и рассмотреть вопрос о гендерных квотах для приема в образовательные программы в целях расширения участия женщин в принятии решений и р-ководстве в секторе STEM.

4. Содействовать доступному, современному развертыванию сети с помощью альтернативных решений, таких как государственно-частное партнерство, обязательства по охвату, связанные с аукционами спектра, которые способствуют подключению к недостаточно обслуживаемым районам.

5. Низкий уровень образования и профессиональных навыков ограничивает возможности женщин в плане доступа к цифровым технологиям и их использования.1. Эти «старые» проблемы необходимо срочно решать для решения «новых» цифровых проблем.

6. Статистические данные о цифровом включении являются скудными и обычно не дезагрегируются по признаку пола. Следует предоставлять дезагрегированные статистические данные. Кроме того, следует усовершенствовать меры по цифровому охвату, с тем, чтобы сделать их сопоставимыми между странами. Необходимо провести дополнительные исследования,чтобы лучше понять динамику и глубинные причины гендерных цифровых различий в различных странах.

Источники:

1. AfterAccess (2018). Diálogo Regional Sobre Sociedad De La Información, LIRNEasia, Research ICT Africa. – [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://afteraccess.net/

2. Al Jazeera (2016). India: Banning Women from Owning Mobile Phones. 26 Feb. 2016. – [Электрон. ресурс] – Режим доступа: www.aljazeera.com/news/2016/02/ india-banning-women-owning-mobile-phones160226120014162.html

3. Ashcraft C., McLain B. and Eger E. (2016): Women in Tech: The Facts. National Center for Women & Technology (NCWIT). – [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://www.ncwit.org/sites/default/files/resources/ncwit_women-init_2016-full-report_final-web06012016.pdf

4. Byrne D. and Corrado C. (2017). ICT Asset Prices: Marshaling Evidence into New Measures, Finance and Economics Discussion Series 2017-2016. Washington: Board of Governors of the Federal Reserve System. – [Электрон. ресурс] – Режим досту-па: https://doi.org/10.17016/FEDS.2017.016

5. Genilo J., Akther M. and Haque M. (2015). Women’s inclusion in digital Bangladesh. Proceedings of the Seventh International Conference on Information and Communication Technologies and Development. ACM. – [Электрон. ресурс]– Режим доступа: http://www.cprsouth.org/wp-content/uploads/2015/08/CPR-south-2015_Women-Inclusion-inDigital-Bangladesh-PP11-Revised.pdf

6. GSMA (2015). Bridging the Gender Gap: Mobile Access and Usage in Low and Middle-Income Countries. GSM Connected Women, February 2015. – [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://www.gsma.com/mobilefordevelopment/wp-content/uploads/2016/02/Connected-WomenGender-Gap.pdf

7. Sorgner A., Bode E. and Krieger-Boden C. (2017). The Effects of Digitalization on Gender Equality in the G20 economies, E-book, Kiel Institute for the World Economy.– [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://www.ifw-kiel.de/pub/ebooks/ digital_women-final_report.pdf

8. About Advance HE’s Athena SWAN Charter. – [Электрон. ресурс] – Режим досту-па: https://www.ecu.ac.uk/equality-charters/athena-swan/about-athena-swan/