Найти тему
Жизнь VS Кино

"Ундина" - чем опасны прекрасные химеры прошлого

Оглавление

Рано или поздно каждый немецкий режиссер делает фильм, эпицентром событий в котором становится Берлин. Самый эпичный, снятый в далеком 1927 году, документальный авангардистский «Берлин - симфония большого города» Вальтера Руттмана. Один и самых красивых "Небо над Берлином" Вима Вендерса 1988 года, в нем Берлин расколот надвое печально знаменитой стеной и полон следов и призраков ужасной войны. Берлин в фильме Кристиана Петцольда 2020 года - бодрая столица новой Германии. Однако, за её обновленными и осовремененными фасадами живут мифы и химеры ещё более древние, чем в Берлине Вендерса 80-х.

По признанию режиссера "Ундина" первый фильм из задуманной им трилогии о современной Германии. Из всех мифов Петцольд, в прошлом изучавший германистику, выбрал самый романтичный – о прекрасной утопленнице, русалке. Рифмуя глубины водные с глубинами сознания, мифическую сказку об утопленнице с призраками, населяющими бездны бессознательного, большую историю с историей города, возникшего из острова в окружение воды, и вписывая всё это в сюжет изящной мелодрамы, Петцольд рассказывает (или предупреждает) о главном национальном проклятье немцев (и не только) – одержимости идеями.

Ундина/ Undine (2020) реж. Кристиан Петцольд

Кадр из фильма "Ундина"
Кадр из фильма "Ундина"

В "Ундине" соединились две главные метафоры творчества Петцольда - водная стихия и призраки. Вода в фильмах режиссера это и пространство, разделяющая мир живых и мир мертвых, и бездна, из которой всё приходит и в которую всё уходит. А призраками, по сути, являются герои всех его фильмов.

На берегу моря у героев фильма "Йерихов" рождается план убийства и там же на берегу наступает развязка их драмы. По морю собирается бежать из ГДР на Запад Барбара из его одноименного фильма. На берегу океана встречает любовь, которая всех в итоге и погубит, героиня фильма "Призраки". В "Ундине" буквально глубоко под водой работает возлюбленный героини - промышленный водолаз, вместе они совершают путешествие по дну озера, где на стене затопленного строения выгравировано её имя - Ундина. А сама Ундина, кажется, и реинкарнацией утонувшей Йеллы из одноименного фильма Петцольда 2007 года, которая словно воскресала и прожила еще одну ирреальную версию своей жизни. И призраком героини предыдущего его фильма "Транзит", утонувшей в океане вместе с попавшим под бомбы кораблем, которую сыграла та же актриса что и Ундину.

Кадр из фильма "Ундина"
Кадр из фильма "Ундина"

Кажется, прекрасная утопленница, стосковавшись по человеческой любви, выплыла на поверхность сюжета "Ундины". На этот раз она водит экскурсии по городскому музею и очаровывает своих слушателей рассказами об истории города. И хотя один возлюбленный успевает её бросить в самом начале фильме, сразу же появляется другой. Случайно оказавшись на экскурсии водолаз влюбляется в Ундину с такой "нечеловеческой" силой, что не выдерживают стекла оказавшегося рядом аквариума. Смятенная осколками и изливающейся из разбитого аквариума водой, покрытая ошмётками аквариумных водорослей, Ундина сразу забудет о прежнем любовнике.

Кадр из фильма "Ундина"
Кадр из фильма "Ундина"

Но как бы ни была хороша собой и образована Ундина, она не женщина, а мифическое существо, химера из разряда тех, которыми было так богато немецкое кино 20-х годов прошлого века. Големы и гомункулы, призраки ночи, сумасшедшие доктора и криминальные гении – буквально за несколько лет все эти фантомы коллективного бессознательного фильмов немецких экспрессионистов овладели умами мирных германских бюргеров и повели страну в бездну, к историческому краху.

Ундина Петцольда призрак прекрасный, как и идеи немецких романтиков, оказавших глобальное влияние на великую немецкую культуру, но и не менее опасный. Ведь призраки – это всегда орудия рока, средства для реализации проклятья.

Кадр из фильма "Ундина"
Кадр из фильма "Ундина"

"Если ты меня бросишь, я тебя убью, сам знаешь" – говорит Ундина прежнему любовнику, которого играет актер, буквально за год до выхода "Ундины", снявшейся в другом немецком фильме в роли художника, чья главная черта – одержимость идеями. ("Работа без авторства" 2018) И хотя сначала кажется, что проклятие отступило, но выполнить его Ундине всё равно придется, чтобы затем вернуться назад в озеро, в бездну, в свой загадочный, темный подземный мир. Только так она может спасти жизнь новому возлюбленному. Но возвращенный к жизни, он стане тосковать, искать её, и окажется почти в шаге от бездны.

Кадр из фильма "Ундина"
Кадр из фильма "Ундина"

Также как когда-то буржуазный рай Веймерской республики закончился бездной исторической катастрофы, роман с Ундиной для променявшего её на обычную бюргершу любовника обернулся его утоплением в личном бассейне, прилегающем к респектабельной вилле. А простоватого, но искреннего, не имеющего ничего, кроме сварочного аппарата, водолаза она отпустит. Ради будущего - ради ещё не рожденного ребенка, которого ждет от него земная женщина, стоящая на мосту и зовущая его вернуться.

Кадр из фильма "Ундина"
Кадр из фильма "Ундина"

Только будущее в силах удержать над бездной, спасти от обманчиво прекрасных призраков, живущих в мифичных, архаичных глубинах коллективного и личного бессознательного, в пространствах наших городов, наших снов и наших культурных кодов. И в этом смысле фильм Петцольда не только о немцах. Красивые и опасные химеры живут в недрах сознания каждого народа, да и каждого человека. Пока однажды что-то не вызовет их из небытия, и тогда случится неизбежное, и старинное проклятье снова и в который раз сможет повториться.

Но на этот раз всё обошлось. После "Барбаары" это еще один очень светлый фильм Петцольда. И он также красив и поэтичен как и все предыдущие.

Читать о фильме В.Вендерса "Небо над Берлином"

Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться

Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino