Во второй части цикла «Рязанский провинциальный модерн» мы поговорим о том, как была представлена архитектура модерна фешенебельных гостиниц и доходных домов Рязани начала XX века.
Одно из центральных мест в творчестве архитекторов в начале XX века занимала проектировка и создание доходных домов и гостиниц. Крупные города в эпоху модерна все больше и больше нуждались в подобных типах домов. Это вызвано, в первую очередь, активным притоком населения из сел в города и бурным ростом отходничества. Со временем данный тип построек претерпел изменения и был усовершенствован в угоду духу эпохи: стал более свободным и функциональным, отвечал определенным техническим и гигиеническим требованиям тех лет.
Тенденции проявляющиеся в архитектуре были не чужды и губернской Рязани начала XX в. Здесь начиная с 1900-гг стали возводиться и переоборудоваться здания гостиничного типа. К подобным проектам можно отнести здание гостиницы Штейертов, доходные дома Морозова и Богачева.
Гостиница Штейерта
История
Здание более известное как управление ФСБ по Рязанской области (или обживающаяся сейчас Росгвардия) в начале двадцатого столетия представляло из себя одно из самых (если не самое) лучшее место для временного пребывания богатых и высокопоставленных гостей Рязани. Однако здание не всегда было гостиницей, около тридцати лет оно принадлежало Алексею Васильевичу Чернавскому, и только в 1829 году было куплено семейством Варварьиных и переоборудованно в гостиницу. До того, как гостиница попала в руки обрусевшему австрийцу Николаю Карловичу Штейерту она успела побывать в собственности еще двух хозяев. Здание до надстройки было двухэтажным и изначально фасад не имел характерного модерновского декора.
К началу XX века появляется надстройка третьего этажа. Именно тогда здание начинает приобретать характерные стилю черты. Стоит отметить, что данная стилистика имела очень важное значение. Дом оформленный в «новом стиле» выгодно выделялся среди сухих и строгих классических домов, его фасад сам по себе уже являлся неплохим рекламным инструментом.
Какие внешние отличительные черты модерна мы можем увидеть на фасадах этого знаменитого здания? Давайте присмотримся!
Итак, для начала обратим внимание на угол, обращенный к перекрестку. Стоит отметить широкие оконные проемы и сложную расстекловку на всех трех уровнях На втором этаже устроен эркер, который служит площадкой для балкона на тертьем этаже.
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость.
Эркер как архитектурный элемент в эпоху модерна стал все чаще применятся архитекторами, как способ придания фасаду большей пластичности и разнообразности. Их широкое распространение также можно объяснить стремлением к функциональности. Их задача — улучшать инсоляцию жилого помещения за счет увеличения площади оконного остекления и продления часов освещения комнаты солнечными лучами.
Этот элемент свидетельствует о новом понимании архитектуры в тот период, с помощью эркера архитектор стремился стереть границы между помещением и наружной средой, раздвинуть границы открывающихся из окна видов. (Из эркера гостиницы Штейерта открывался вид на перспективу улицы Почтовой и долину реки Лыбедь).
Сам эркер поддерживается кронштейнами с маскаронами в ввиде львов.
Маскаро́н (фр. mascaron, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Слово «маскарон» пришло из терминологии архитектурной декорации.
Маскароны как архитектруный элемент часто встречаются и в более ранней стилистике эклектики и классицизма. Большую свободу и разнообразность они получили именно в этот период. Как мы уже говорили, модерн пропогандировал естественность и использование природных мотивов в архитектруе. Для этой задачи хорошо подходили зооморфные или женские маскароны.
Далее стоит обратить внимание на оконное оформление, ярче всего проявляющееся на уровне третьего этажа. Именно здесь проявляются явные отличительные черты стиля,- свисающие с оконного проема округлые фартуки и стилизованный замковый камень, придающие текучесть и плавность форм.асад со стороны ул. Почтовой
Также у этого здания есть еще один очень любопытный элемент, скрывающийся от глаз прохожих, на второстепенной улице. Чтобы его увидеть нужно взглянуть на фасад со стороны улицы Почтовой. Недоходя до колонн, обратите внимания на ближние к ним окна, они имеют нестандартную форму. Это окна лестничной клетки: верхнее имеет форму перевернутой замочной скважины, а нижнее, как бы нарушая все привычные представления, сужается кверху.дание летом 2020 года сменило окрас дание летом 2020 года сменило окрас
Несмотря на то, что в XX веке здание частично утратило некоторые элементы декора, оно по-прежнему остается одним из ключевых объектов, ярко иллюстрирующих развитие стилистики модерна в Рязани. В 1936 году к зданию со стороны ул. Почтовой был пристроен новый корпус, имеющий более сдержанные и упрощенные решения фасада. К тому времени архитектура модерна полностью прекратила свое существование и в новом государстве считалась пережитком царизма и буржуазии.
Доходный дом Морозова
Здание, где сегодня распологается Минстерство культуры и туризма Рязанской облатсти (ул. Николодворянская д. 22), столетие назад было частью крупного городского усадебного комплекса, в начале XX века принадлежащего известной рязанской купеческой фамилии Морозовых. В 1900-е начинается строительство двухэтажного корпуса доходного дома, владельцем которого становится Иван Федорович Морозов.
Стилистика доходного дома отсылает нас к более позднему направлению стиля — рациональному модерну
Рациональный модерн – это направление стиля, в котором превалирует стремление выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть геометрическую правильность больших плоскостей, строгость и ясность линий, прямолинейный орнамент.
Доходный дом Морозова имеет явные черты рационального модерна — большие оконные проемы, характерные вертикальные ниши, фигурные накладки, широкие наличники, сужающиеся книзу.
На сегодняшний день здание перепланировано изнутри. Фасад приобрел новый дугообразный аттик.
Доходный дом А. Г. Богачева
Один из самых неочевидных и незаслуженно забытых памятников процвинциального модерна находится на улице Полонского, неподалеку от знаменитой усадьбы Павла Лебедева. Может быть именно из-за такого соседства на дома мало кто обращает внимание —прекрасный модерновский особняк полностью перетягивает внимание своими причудливыми фасадами и отвлекает от трех небольших двухэтажных домов, безмолвно стоящих за ним далее по улице. Тем не менее комплекс домов Афанасия Богачева — редкий образец модерна доходного дома.
Доходное владение крестьянина Афанасия Григорьевича Богачева свормировалось в 1910-е гг. из частей усадеб Карла Яковлевича Баниге и Петра Ивановичча Измайлова, где на смежных участках были выстроенны два дома: деревянный и каменный (ул. Полонского 15, 17 д)
Фасад здания разделен четырьмя широкими лопатками, которые делают акцент на парадный вход и проезжую арку. Оконные проемы оформленны в характерном модерновском манере — сужение книзу и наличие «ушек» у наличников второго этажа.
Этажи разделены широким поясом, образованным двумя линиями выступающих накладок. Между ними мы можем видеть квадратные накладки с прорезанными линиями, создающими волнистую линию на протяжении всего фасада.
Как бы вторит этой динамике цоколь, если присмотерться, то на левом фланге он приобретает волнистый рельеф
Вот такой, с виду стандартный двухэтажный домик в тихом цетре при ближайшем рассмотернии оказывается смешением скромности и изысканности.