Найти тему

Они делают экспорт: как усилить навыки российских продавцов?

О новых способах обучения экспорту образования и повышения компетенций предпринимателей

Продажи товаров и услуг требуют специфических навыков, особенно – если речь идет про продажи за рубеж. Здесь требуется не только знание непосредственно механик продаж и собственного продукта, но и специфики работы на иностранных рынках, основ законодательства других стран, а также умение эффективно коммуницировать. «Высший пилотаж» в этом смысле – продажи на экспорт сложных продуктов, таких например, как образовательные услуги. Недавний коронавирусный локдаун лишь подтвердил, что у людей растет запрос на получение дополнительных навыков: популярность практических онлайн-курсов увеличилась в разы. И большинство проектов, которые поступили к нам на оценку в рамках конкурса «Сильные идеи для нового времени» от Агентства стратегических инициатив, тоже связаны с образованием. Задача этих проектов – способствовать развитию компетенций всех тех, кто занимается экспортом.

Мы выбрали самые интересные, на наш взгляд, проекты из этой сферы: экспорт российского образования за рубеж, обучение корпораций работе на экспорт обучение молодых технических специалистов и стартаперов навыкам будущего.

1. Гардарики - платформа экспорта российского образования международного класса. Это проект команды Нижегородского технического университета и инвест-акселератора Startobus. Задача проекта: помогать представителям вузов и обучать их для того, чтобы развивать экспорт российского образования. Это, на наш взгляд, масштабная и интересная задумка.

Проект носит экосистемный характер . Первый его элемент – IT-система, выстроенная по модели туристических агрегаторов, но вместо подбора жилья на ней иностранный студент сможет подобрать себе образовательный курс. Как объяснил сооснователь проекта Махач Бижанов, у российских вузов просто не хватает опыта и возможностей грамотно организовывать воронку продаж, поэтому предлагает заимствовать для этого опыт туристической сферы. Помимо агрегатора, для пользователей организуется чат-бот для ответа на самые актуальные вопросы, а также планируется онлайн-тьютор (наставник) – для планирования и отслеживания образовательной траектории.

Еще одно заимствование из туротрасли – создание ассоциации вузов (по аналогии с гостиничными ассоциациями) для координации усилий в развитии экспортного потенциала российского образования. Ассоциация предложит сотрудникам вузов обучающие марафоны по продвижению своих продуктов, сайтов, страниц в соцсетях. Но такое объединение – непростая задача для вузов, потому что они конкурируют между собой за абитуриентов.

Третий компонент проекта – создание на базе вузов научно-технических лабораторий. Создатели планируют, что продукция, которая будет там разрабатываться и в итоге продаваться, привлечет внимание и к образовательным проектам вузов.

«Такие идеи на ежеквартальной основе будут "тянуть" продажи всех продуктов – курсов для всего российского образования. По такому принципу устроены продажи любых товаров и услуг: так делает Apple и Samsung, Tesla и Macdonald’s – они регулярно (ежеквартально) запускают понятный продукт, вкус сезона или инфоповод, который резонансно обсуждается», – поясняет Махач Бижанов. По его плану, в лабораториях может разрабатываться от 4 до 12 таких продуктов ежегодно (4 глобальные инициативы раз в квартал и 8 вспомогательных по одной в месяц).

Одна из них – лаборатория легких авиатранспортных систем совместно с Институтом транспортных систем НГТУ им. Р. Е. Алексеева – уже открыта. В ней создаются легкие летательные аппараты линейки Fluber вместимостью от 2 до 9 человек. Это гидроплан, который можно использовать для сельского хозяйства, пожаротушения и других хоззадач. Уже изготовлено 10 аппаратов, 4 из них продано. Планируется, что к работе в лаборатории будет привлечено 200-300 иностранных студентов инженерных специальностей. Кроме того, уже подписано соглашение о сотрудничестве с Всероссийской академией внешней торговли, идут переговоры о создании совместных университетов с Китаем, Нигерией и Испанией.

-2

Еще один компонент Гардарики – создание студенческих кампусов для студентов в городах с населением 300-500 тыс. человек. По задумке авторов, это не только привлечет студентов комфортными условиями, но и создаст экономические точки роста для регионов.

Как рассказал Махач Бижанов, проект запускался на собственные средства НТУ, но для масштабирования и более интенсивной работы необходимо финансирование проектной команды запуска в размере 3–10 млн рублей ежемесячно. За 1,5–2 года проект выйдет на полную самоокупаемость, считает он, в основном за счет комиссии с суммы, которую привлеченные студенты платят за обучение.

Аналогичные проекты по экспорту в Австралии и Турции показывают, что комиссия $3–5 тысяч за каждого привлеченного иностранного студента позволяет системе работать с хорошей эффективностью. И это достаточно выгодно, так как считается, что каждый иностранный студент приносит государству около $30 тысяч в год.

Экспорт образования – очевидно актуальная проблема для страны. Скромные достижения российских вузов по этому направлению связаны не столько с отсутствием эффективных каналов продаж, сколько с внутренними факторами – неразвитостью инфраструктуры, недостатком конкурентоспособных образовательных программ, невысоким уровнем готовности ВУЗов обеспечивать студенческую мобильность.

Похожие инициативы были прописаны и в федеральном проекте «Экспорт образования», который был запущен правительством в 2017 году. В нем поставлена задача удвоить число иностранных студентов в России уже к 2025 году: с 220 тыс. до 424 тыс. человек.

2. «Экспортный апгрейт» – еще один проект из Нижнего Новгорода, а точнее – от «Центра развития экспортного потенциала Нижегородской области». Идея состоит в том, чтобы разработать обучающую онлайн-программу для сотрудников предприятий-экспортеров под кураторством региональных «Центров развития экспорта». Однако, для подготовки таких специалистов требуется качественная образовательная программа, которую авторы проекта пока не представили. Предполагается, что тренеры будут набираться из практикующих специалистов путем проведения скоринга и после соответствующего собеседования.

-3

Сейчас центры развития экспорта уже проводят образовательные семинары, но организаторы хотят масштабировать процесс.

«Мы понимаем, что проблема не решена в полной мере. Это связано с низким числом компаний, вышедших на экспорт после внедрения программы экспортного апгрейда по отношению к количеству обратившихся компаний. Следовательно, основным количественным параметром является рост числа экспортеров в регионе», – описывает критерии эффективности программы инициатор проекта Алексей Чекалин.

По его задумке, большая часть финансирования проекта (пример – 80%) должна лечь на региональный бюджет, но остальную сумму он предлагает брать с самих предприятий, в том числе – для повышения вовлеченности сотрудников.

Будут ли выделены средства из регионального бюджета – неизвестно, но проблемы, обозначенные авторами проекта, действительно актуальны: собственных компетенций компаний недостаточно для ведения экспортной деятельности. И верно, что преодолевать это нужно по модели learning by doing – то есть обучаться при решении практических задач. Основные барьеры, которые мешают реализовывать массово: качественных образовательных программ мало, хорошие тренеры дорого стоят, а на рынке могут появиться непрофессиональные предложения, которые непросто распознать.

Возможно, при поддержке правительства, удастся разработать действительно полезную прикладную образовательную программу, которую каждое предприятие сможет адаптировать под себя.

3. «Открытая Международная платформа Future Skills».

Речь идет о создании цифровой платформы для уже существующей экосистемы Future Skills. Future Skills, в свою очередь, это одно из приоритетных направлений работы движения WorldSkills Russia, направленное на подготовку кадров по тем специальностям, которые будут особенно нужны в ближайшем будущем.

Future Skills занимается исследованием рынков, разработкой образовательных программ и организацией профессиональных международных соревнований. Авторы проекта о предлагают собрать все разработки и образовательные курсы Future Skills на одном ресурсе, чтобы молодые профессионалы могли понимать, какие навыки будут интересовать работодателей в перспективе.

Вторая важная функция интернет-площадки – пространство для общения международных экспертов и молодых специалистов. Именно международная экспертиза, по задумке, должна сделать орбазовательные программы Future Skills ценными и востребованными.

-4

«Цель – при поддержке стран-участниц создать сильное международное экспертное сообщество по компетенциям Future Skills, которое могло бы быстро считывать существующие тренды на рынке и далее быстро ретранслировать в систему подготовки», – рассказывает руководитель проекта Future Skills Наталья Третьякова. Авторы проекта закономерно надеются, что именно движение Future Skills должно стать заказчиком в разработке платформы – по-видимому, именно их внимание они рассчитывают привлечь участием в конкурсе. По их мнению, платформа нужна, чтобы: сделать новые знания и технологии доступными, повысить информированность о Future Skills, связать заинтересованных в обучении с потенциальным работодателем.

«Преимущество проекта – это манёвренность. Я бы хотела, чтобы площадка служила зоной эксперимента для экспертов из бизнеса, особенно для фаундеров/стартапов. Для них оставить след в индустрии бывает сложно – не хватает веса. Тем не менее, здесь можно подумать об этом», – рассказывает Наталья Третьякова.

Проект тоже нацелен не только на предпринимателей, а на молодых специалистов в экспортоориентированных отраслях. Сейчас Future Skills делает фокусируется на таких отраслях как: прототипирование, инженерные космические системы, промышленная робототехника, реверсивный инжиниринг, технологии композитов, геномная инженерия, эксплуатация беспилотных авиационных систем, лазерные технологии.

ПЭК заинтересовалась темой допобразования не случайно: год назад мы запустили собственную систему образования для сотрудников – «Школа мастеров». Там мы развиваем в первую очередь soft skills наших сотрудников – учим нестандартно мыслить, развивать управленческие качества, справляться с неопределенностью и, конечно, прокачиваем коммуникативные навыки. Главное – программа существует всего год с небольшим и через нее прошли 85 сотрудников, но за это время они уже реализовали 95 инициатив по улучшению работы компании. Кроме личных результатов сотрудников, мы оцениваем и изменения корпоративной среды в целом. В будущем выпускники «Школы» смогут продолжить профессиональное развитие в «Академии лидерства», получить диплом «PEC MiniMBA».

Все эти проекты объединяет одно – сугубо практическая направленность и фокус именно на действующих предпринимателей или молодых специалистов в конкретных сферах. Все больше специалистов больше не хотят «учиться ради корочки», а новые знания им нужны для освоения конкретной профессии или выхода на новые рынки. Под эти потребности будет меняться и образование – становиться мобильным, практическим, креативным и с фокусом на решение конкретных задач в конкретных компаниях.

В целом проектов, которые так или иначе предполагают обучение и консалтинг, было предложено немало, но у многих из них общий недостаток – нет четкого плана, как сформировать сообщество практикующих экспертов, которые смогли бы эффективно наладить систему консультирования и обучения. Пока в России это только зарождающийся рынок, но количество инициатив в сфере образования и консультирования говорит о том, что он будет развиваться.