Найти в Дзене
zorkinadventures

Северное сияние погубило «Титаник» (и спасло пассажиров). Что сообщили ученые

Трансатлантический пароход, второй лайнер класса «Олимпик»."Титаник". 1812 год.
Трансатлантический пароход, второй лайнер класса «Олимпик»."Титаник". 1812 год.

Мы в National Gepgraphic Россия стараемся отслеживать все новости, которые касаются природных явлений. Не так давно пришла очередная, сенсационная, я считаю: исследователь Мила Зенкова изучала гибель «Титаника» и по итогам опубликовала статью в журнале Weather, которое издает Королевское метеорологическое общество (Royal Meteorological Society). Исследования называется: “Возможная роль космической погоды в событиях, связанных с катастрофой "Титаника” .

Мила рассказывает, что в день гибели возникла странная ситуация. Радисты «Титаника» послали сигналы и координаты бедствия. Но тут произошло что-то необъяснимое. Во-первых, по непонятной причине далеко не все суда, находившиеся рядом, получили это сообщение. А те кто получил, имели мало шансов что-то сделать: дело в том, что координаты, которые послали радисты, были не правильные. Точка, которую они указали, была больше чем в десяти километрах от места, где находился «Титаник». В итоге, одно из судов, следовавших на помощь по неправильным координатам, обнаружило шлюпки с пассажирами. Казалось бы, череда случайностей и неразберих, ответа на вопросы нет. Но Мила Зенкова рассказывает свою весьма убедительную версию: сбой в навигационных приборах произошел из-за северного сияния, которое было в тот день.

Северное сияние: свечение верхних слоев атмосферы, которое возникает после взаимодействия с потоком ионизированных частиц, которые исходят из верхнего слоя солнца (частицы называют «солнечным ветром»).
Северное сияние: свечение верхних слоев атмосферы, которое возникает после взаимодействия с потоком ионизированных частиц, которые исходят из верхнего слоя солнца (частицы называют «солнечным ветром»).

Северное сияние: свечение верхних слоев атмосферы, которое возникает после взаимодействия с потоком ионизированных частиц, которые исходят из верхнего слоя солнца (частицы называют «солнечным ветром»).

В те года северное сияние было не более чем свечением на небе. Ученые ничего не знали о его физических свойствах. Между тем, именно сияние, утверждает исследователь Мила Зенкова, могло нарушить навигационные приборы «Титаника» и создало сбои связи.

На «Титанике» стояло радиооборудование компании «Маркони» (Гульельмо Маркони, итальянский радиотехник, лауреат Нобелевской премии по физике за 1909 год). Техника связи на "Титанике" была самой современной на тот момент. Радиус действия: 630 километров днем и 1600 ночью.
На «Титанике» стояло радиооборудование компании «Маркони» (Гульельмо Маркони, итальянский радиотехник, лауреат Нобелевской премии по физике за 1909 год). Техника связи на "Титанике" была самой современной на тот момент. Радиус действия: 630 километров днем и 1600 ночью.

Сейчас уже известно, что северное сияние – не просто визуальный эффект, а явление, которое может вызывать весьма серьезные проблемы в работе разнообразного оборудования (не только навигационного, были случаи, когда из-за сияния сами собой переключались стрелки на железной дороге, сбоили трансформаторы).

Вполне вероятно, что и на «Титанике» произошел сбой: этот сбой, говорят ученые, возможно, и стало причиной, почему океанский лайнер с 2208 людьми на борту налетел на айсберг. С 1912 года это объяснение никому не приходило в голову.

В 2020 году об этом заговорила исследователь Мила Зенкова: на эту мысль ее натолкнули воспоминания выживших пассажиров и Джеймса Биссета, капитана судна «Карпатия» (того самого, которое встретило спасательные шлюпки, когда пошло по ошибочному курсу, который прислали радисты "Титаника").
В 1959 году Биссет написал воспоминания «Бродяги и дамы ; мои ранние годы на пароходах»: Биссет упоминает там, что за час до гибели «Титаника» видел свечение на небе.

Тут, на нашем Natgeo.ru еще новости науки.

Zorkinadventures. Мужской опыт и истории, тесты очень нужных вещей, рассказы о местах, событиях и героях, интервью с лучшими в своем деле. А еще – подробности работы редакции National Geographic Россия, где я работаю.