Фильм канадского режиссера Нормана Джуисона «Роллербол» по одноименному рассказу Уильяма Гаррисона вышел в 1975 году и, откровенно говоря, не стал суперсобытием в мире кино (невзирая на то, что авторитет Джуисона как режиссера уже тогда был чрезвычайно высок), хотя и провальным его назвать тоже нельзя. Прошло всего два года после катастрофического завершения многолетней военной авантюры США во Вьетнаме, но людям уже хотелось выкинуть из головы остросоциальные темы, поэтому картина, объединившая в себе жесткую критику современных «гладиаторских боев» - контактных видов спорта и корпоративное устройство общества, пришелся многим не по душе. Кроме того, у него уже был очень серьезный конкурент - «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, вышедший в 1971 году, с которым «Роллербол» неизбежно сравнивали.
Однако со временем, как это ни странно, фильм стал постепенно набирать своеобразную популярность, и хотя так и не стал по-настоящему классикой кино, сумел закрепить за собой статус культового.
Что до меня, то я считаю этот фильм настоящим шедевром как минимум по нескольким причинам.
Как ни поминай «Заводной апельсин», у Джуисона действительно получилась великолепная антиутопия, комплексная и со своей уникальной концепцией, не похожая на популярные тогда оруэлловские страшилки о прямом тотальном контроле и полном стирании личности во благо общества. Дистопическое общество «Роллербола» иное, оно построено не на прямом насилии над сознанием, а на обходных путях, канализирующих всю лишнюю энергию граждан путем вовлечения их в сопереживание гладиаторам-спортсменам, калечащим друг друга играх самой попуярной всемирной игры (кажется, что-то очень знакомое… Нет? Не чувствуете?). В фильме прямым текстом рассказывается о том, что мир лишен войн, нищеты, конфликтов… Чего же не хватает? Может быть, жизни?
Сам роллерболл заслуживает отельного упоминания. Игра настолько великолепно продумана, включая правила, игровой трэк, экипировку, систему игр, и болельщиков, что поневоле начинаешь воспринимать ее за настоящую и даже болеть за команды, как если бы ты смотрел реальные спортивные соревнования. Атмосфера какого-нибудь условного Супербоула передана с изумительной точностью. После фильма к Джуисону несколько раз обращались различные продюсеры с просьбой продать им права на саму игру, чтобы они могли организовать настоящие профессиональные лиги по роллерболу, чем привели режиссера буквально в ярость — он-то, снимая фильм, наоборот преследовал цель продемонстрировать абсурдность и порочность контактных видов спорта. Кстати, маргинальные спортивные лиги по играм наподобие роллербола действительно существуют, хотя уровень насилия в них, конечно, намного ниже чем в фильме.
Сюжет фильма тоже достаточно драматичен, чтобы держать в напряжении до последнего момента. Главного героя фильма, самого популярного и талантливого игрока Джонатана (которого блестяще сыграл Джеймс Каан), обеспокоенные его суперпопулярностью руководители всемогущей корпорации «Энергия» просят завершить карьеру, мотивируя тем, что сама идея роллербола заключается в пропаганде правила - «личность — ничто, команда — все». Джонатан отказывается, и тогда, чтобы заставить его уйти, корпорация начинает менять правила игры прямо по ходу чемпионата, снимая все одно за другим все ограничения, пока игра не превращается в откровенную бойню. Концовку не расскажу — смотрите, не пожалеете.
Отдельно еще хочется отметить операторскую работу и монтаж, которые буквально отправляют тебя на игровой трэк. Фильм все-таки довольно старый, поэтому в нем обошлись без кровавого трэша, и это прекрасно. Кроме того, Джуисон принадлежит к старой школе великих режиссеров, которые в остросюжетном фильме, можно сказать, «экшне», могут обходиться без музыкальных костылей. В современном кинематографе так не бывает — любой эмоциональный момент сейчас принято подчеркивать соответственной музыкой; очевидно предполагается, что современный зритель в массе эмоционально туп, и без музыки не поймет, в какой момент надо напрягаться, в какой — облегченно вздохнуть, а в какой-прослезиться. Джуисон же, напротив, блестяще пользуется тишиной, как художественным примером — особенно это здорово у него получилось в концовке фильма.
В завершение статьи все-таки упомяну о чудовищно омерзительном ремейке фильма, сляпанном (иначе и не скажешь) Джоном Мактирнаном в 2002 году (хотя долго колебался, стоит ли лишний раз поминать это гуано). Я, конечно, не сумел досмотреть его до конца, но и того что я успел, к сожалению, увидеть, хватает, чтобы поставить диагноз: это один из самых бездарных и идиотских фильмов за всю историю кинематографа. Не зря популярный ресурс Rotten Tomatoes включил его в список «100 худших фильмов 2000-х» с рейтингом 3% из 115 рецензий… Потому заклинаю вас, дорогие мои — если только вам дороги жизнь и рассудок, держитесь подальше от торфяных болот не смотрите плохие ремейки великих фильмов.