Найти в Дзене
Библио-лаборатория

"Роллербол". Как вымышленный спорт зажил своей жизнью

Рекламный плакат к фильму "Роллербол"
Рекламный плакат к фильму "Роллербол"

Фильм канадского режиссера Нормана Джуисона «Роллербол» по одноименному рассказу Уильяма Гаррисона вышел в 1975 году и, откровенно говоря, не стал суперсобытием в мире кино (невзирая на то, что авторитет Джуисона как режиссера уже тогда был чрезвычайно высок), хотя и провальным его назвать тоже нельзя. Прошло всего два года после катастрофического завершения многолетней военной авантюры США во Вьетнаме, но людям уже хотелось выкинуть из головы остросоциальные темы, поэтому картина, объединившая в себе жесткую критику современных «гладиаторских боев» - контактных видов спорта и корпоративное устройство общества, пришелся многим не по душе. Кроме того, у него уже был очень серьезный конкурент - «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, вышедший в 1971 году, с которым «Роллербол» неизбежно сравнивали.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Однако со временем, как это ни странно, фильм стал постепенно набирать своеобразную популярность, и хотя так и не стал по-настоящему классикой кино, сумел закрепить за собой статус культового.

Что до меня, то я считаю этот фильм настоящим шедевром как минимум по нескольким причинам.

Как ни поминай «Заводной апельсин», у Джуисона действительно получилась великолепная антиутопия, комплексная и со своей уникальной концепцией, не похожая на популярные тогда оруэлловские страшилки о прямом тотальном контроле и полном стирании личности во благо общества. Дистопическое общество «Роллербола» иное, оно построено не на прямом насилии над сознанием, а на обходных путях, канализирующих всю лишнюю энергию граждан путем вовлечения их в сопереживание гладиаторам-спортсменам, калечащим друг друга играх самой попуярной всемирной игры (кажется, что-то очень знакомое… Нет? Не чувствуете?). В фильме прямым текстом рассказывается о том, что мир лишен войн, нищеты, конфликтов… Чего же не хватает? Может быть, жизни?

painting by Bob Peak
painting by Bob Peak

Сам роллерболл заслуживает отельного упоминания. Игра настолько великолепно продумана, включая правила, игровой трэк, экипировку, систему игр, и болельщиков, что поневоле начинаешь воспринимать ее за настоящую и даже болеть за команды, как если бы ты смотрел реальные спортивные соревнования. Атмосфера какого-нибудь условного Супербоула передана с изумительной точностью. После фильма к Джуисону несколько раз обращались различные продюсеры с просьбой продать им права на саму игру, чтобы они могли организовать настоящие профессиональные лиги по роллерболу, чем привели режиссера буквально в ярость — он-то, снимая фильм, наоборот преследовал цель продемонстрировать абсурдность и порочность контактных видов спорта. Кстати, маргинальные спортивные лиги по играм наподобие роллербола действительно существуют, хотя уровень насилия в них, конечно, намного ниже чем в фильме.

painting by Bob Peak
painting by Bob Peak

Сюжет фильма тоже достаточно драматичен, чтобы держать в напряжении до последнего момента. Главного героя фильма, самого популярного и талантливого игрока Джонатана (которого блестяще сыграл Джеймс Каан), обеспокоенные его суперпопулярностью руководители всемогущей корпорации «Энергия» просят завершить карьеру, мотивируя тем, что сама идея роллербола заключается в пропаганде правила - «личность — ничто, команда — все». Джонатан отказывается, и тогда, чтобы заставить его уйти, корпорация начинает менять правила игры прямо по ходу чемпионата, снимая все одно за другим все ограничения, пока игра не превращается в откровенную бойню. Концовку не расскажу — смотрите, не пожалеете.

painting by Bob Peak
painting by Bob Peak

Отдельно еще хочется отметить операторскую работу и монтаж, которые буквально отправляют тебя на игровой трэк. Фильм все-таки довольно старый, поэтому в нем обошлись без кровавого трэша, и это прекрасно. Кроме того, Джуисон принадлежит к старой школе великих режиссеров, которые в остросюжетном фильме, можно сказать, «экшне», могут обходиться без музыкальных костылей. В современном кинематографе так не бывает — любой эмоциональный момент сейчас принято подчеркивать соответственной музыкой; очевидно предполагается, что современный зритель в массе эмоционально туп, и без музыки не поймет, в какой момент надо напрягаться, в какой — облегченно вздохнуть, а в какой-прослезиться. Джуисон же, напротив, блестяще пользуется тишиной, как художественным примером — особенно это здорово у него получилось в концовке фильма.

painting by Bob Peak
painting by Bob Peak

В завершение статьи все-таки упомяну о чудовищно омерзительном ремейке фильма, сляпанном (иначе и не скажешь) Джоном Мактирнаном в 2002 году (хотя долго колебался, стоит ли лишний раз поминать это гуано). Я, конечно, не сумел досмотреть его до конца, но и того что я успел, к сожалению, увидеть, хватает, чтобы поставить диагноз: это один из самых бездарных и идиотских фильмов за всю историю кинематографа. Не зря популярный ресурс Rotten Tomatoes включил его в список «100 худших фильмов 2000-х» с рейтингом 3% из 115 рецензий… Потому заклинаю вас, дорогие мои — если только вам дороги жизнь и рассудок, держитесь подальше от торфяных болот не смотрите плохие ремейки великих фильмов.