Только недавно опубликовал статью на похожую тему, а СМИ и Правительство РФ дают новые поводы для беспокойства. И в этот раз все гораздо серьезнее. Очень тихо и незаметно вынесен на общественное обсуждение текст законопроекта, за длинным названием которого скрывается право контролирующих органов по просьбе заявителей, коими могут быть как простые неравнодушные граждане, так и органы власти, проводить экспертизу оценки возможного риска для психического здоровья детей настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений и, в последствии, запрещать их оборот.
Но что тут такого, можете спросить Вы? Как коллекционер - я обеспокоен, так как существует риск того, что со временем солдатики, многие из них, могут оказаться в опале и купить их будет гораздо сложнее. Сразу скажу, что этот закон может ударить и по рынку компьютерных и настольных игр (фанаты вархаммера должны напрячься особенно), но рассмотрю я эту проблему со своей колокольни. Сей текст я пишу на эмоциях. Да, это только общественное обсуждение и никто ничего ещё не принял, сам текст может измениться, да и просто не пройти, но промолчать не могу.
Я работал в семейном праве и, поверьте, я всеми руками и ногами за защиту детей. Будь то психологическое или физическое насилие, вовлечение в противоправную деятельность или просто плохое обращение. Но в этот раз предлагаемый инструмент защиты может оказаться не скальпелем врача, а топором палача.
Я не буду цитировать весь закон, предлагаю всем посмотреть его указанной выше ссылке, дабы мой текст не казался вырванным из контекста. Больше всего меня напрягает три пункта о которых хочу написать подробнее. Какие случаи могут быть признаны риском для психического здоровья детей:
«Риском для психического здоровья детей... считаются случаи, когда настольные, компьютерные и иные игры, игрушки или игровые сооружения изображают и (или) описывают:
допустимость действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью детей, в том числе причинение вреда своему здоровью, самоубийства, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, а также насилия и (или) жестокости по отношению к людям или животным;»
Под этот пункт легко подвести любых солдатиков, ведь воевать нехорошо. Раненый солдат, рукопашный бой, изображение перестрелки, бросок гранаты - все это сейчас может быть подпасть под этот критерий. Пропагандируют ли солдатики допустимость насилия? Этот вопрос очень сложен, а потому может быть разрешен любым образом.
«противоправное поведение, в том числе занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;»
Опустим проституцию, бродяжничество или попрашайство, хотя я сталкивался с солдатиками в этой тематике, это уж очень редкая тема. Аналогично с предыдущим пунктом - мы рискуем лишиться большого количества фигурок наёмников, ведь это запрещено отечественным законодательством, да и Женевской конвенцией. А еще я молчу про фигурки, посвященные негосударственным вооруженным формированиям (Бойцы Талибана, Душманы, Сомалийские пираты, Бандиты 90-х), могут ли они попасть под запрет? А вот например - набор шпионов, нарушающих границу СССР?
Я не знаю ответ на этот вопрос.
«случаи смерти в унижающей человеческое достоинство форме, нанесение увечий, заболевания, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;»
И вновь - потенциально, раненные и убитые солдатики, да даже герои Осовца, о которых я писал ранее - могут оказаться под запретом. А вот например Амазонки от Оритета, производись они сейчас? Ведь одна из них держит в руках отрубленную голову монстра.
случаи оскорбления религиозных чувств верующих, умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики.»
А это мой самый любимый пункт, который на практике может оказаться просто резиновым. Здесь я воздержусь от комментариев, надеюсь, читатели понимают мой посыл.
И вновь, я не утверждаю, что государство хочет запретить всех солдатиков, хоть и вынес такую мысль в заглавие статьи. Я не хочу бить в колокола и утверждать, что наше общее увлечение на грани запрета, но и не увидеть риски застать сильно поредевший рынок солдатиков не могу.
Экспертизы будут «по заявкам» и результат любой из них предсказать сейчас невозможно, как и количество этих заявок. Сколько людей захотят выслужиться, подправить статистику, обратить на себя внимание или просто насолить конкуренту - я предсказать не могу. Я не думаю, что сразу после принятия этих поправок начнутся проверки и экспертизы всех подряд солдатиков, скорее, первыми почувствуют удар любители Гримдарка и фанаты компьютерных игр, как уже было с некоторыми частями Call of duty, но некие опасения есть.
Можно перевести те или иные фигурки из статуса игрушек, налепив им рейтинг 18+, можно будет найти ещё кучу лазеек других лазеек, но риск получить пустой рынок солдатиков потенциально есть. Ведь пара таких запретов может заставить задуматься немногих отечественных производителей Военно-исторической миниатюры и солдатиков о возможности делать более безопасные для бизнеса вещи. Да и грань между ВИМ и игрушками для эксперта может быть не так очевидна, ведь каждый из нас слышал от знакомых, что занимается покраской и сбором игрушек?
Я всегда старался избегать политики в своих статьях, но в этот раз не удержался, извините. Разделяете ли Вы мои опасения или это раздувание из мухи слона?