Найти в Дзене
Великая Россия

Интересно, что делал капитан "Титаника", когда корабль тонул?

Оглавление

Никто точно не знает, где был капитан Э. Дж. Смит в 23:40 в воскресенье, 14 апреля 1912 года. Но свидетели сказали, что он появился на мостике "Титаника" всего несколько мгновений спустя после столкновения, спрашивая, что это за шум?

«Айсберг, сэр», - ответил первый офицер Уильям Мердок.

Так началась худшая ночь в очаровательной жизни Эдварда Джона Смита. За более чем 40 лет, проведенных в море, он редко попадал в аварии и никогда не привлекался к ответственности за них. Теперь ему предстояло возглавить одну из самых страшных морских катастроф всех времен. Через несколько часов погибнет более 1500 пассажиров и членов экипажа, включая самого Смита.

Тело Смита так и не нашли, и его последние моменты остаются загадкой, несмотря на многочисленные противоречивые сведения, в том числе тот, в котором он спрыгнул с корабля с младенцем. Как писал Вин Крейг Уэйд в книге « Титаник: Конец мечты» , «капитан Смит погиб по крайней мере пять раз, от героической до позорной». Ходили слухи о его выживании.

Капитан лайнера "Титаник" Эдвард Дж. Смит, 1911 г.
Капитан лайнера "Титаник" Эдвард Дж. Смит, 1911 г.

Противоречивые отчеты об ущербе.

Сначала казалось, что Смиту повезет. Четвертый офицер Джозеф Г. Боксхолл быстро осмотрел корабль и вернулся на мостик, чтобы сообщить, что он не обнаружил никаких повреждений. Но облегчение, которое Смит мог испытать в тот момент, быстро исчезло. Томас Эндрюс, главный конструктор «Титаника», сообщил, что его осмотр выявил затопление по крайней мере в пяти из 16 водонепроницаемых отсеков «Титаника». В то время как корабль мог остаться на плаву с четырьмя затопленными отсеками, в зависимости от их местоположения, пять затопленных отсеков вели к катастрофе. Примерно в полночь Эндрюс сказал Смиту, что «Титаник» может продержаться еще 60-90 минут.

Теперь Смит знал, что «Титаник» обречен. Он также знал, что 20 спасательных шлюпок общей вместимостью 1178 человек не могут принять на борт более 2200 пассажиров и членов экипажа.

Фантомный спасательный корабль.

У капитана все еще оставалась надежда предотвратить полную катастрофу. Вскоре после столкновения он и другие офицеры увидели то, что, по их мнению, было огнями близлежащего корабля. По некоторым оценкам, до него было не больше пяти миль.

В 12:05 Смит приказал открыть спасательные шлюпки и предупредить пассажиров. Тем временем он приказал двум судовым операторам радиосвязи подготовиться к передаче сигналов бедствия. Десять минут спустя, по оценке выжившего оператора, он вернулся и отдал им приказ отправить CQD, универсальный сигнал бедствия, который вскоре был заменен на сигнал SOS.

Корабль, который они заметили вдали, не ответил, но несколько других ответили. Ближайший, RMS Carpathia, ответил, что изменит курс и поспешит к позиции «Титаника». Но "Карпатия" находилась в 58 милях - или примерно в четырех часах - отсюда. Было уже около 12:30.

Все еще надеясь привлечь внимание таинственного корабля поблизости, капитан приказал запустить аварийные ракеты в 12:45. В то же время Боксхолл попытался связаться с ним с помощью сигнальной лампы, высвечивая призыв о помощи на азбуке Морзе. Ответа тоже не было.

Состояние шока?

Кроме того, около 12:45 члены экипажа спустили первую из спасательных шлюпок Титаника на поверхность океана. Хотя Смит приказал открыть лодки около 40 минут назад, он не отдал приказ начать их погрузку и опускание, пока второй помощник Чарльз Лайтоллер не напомнил ему, спросив: «Не лучше ли посадить женщин и детей в лодки? сэр?"

Это был один из нескольких инцидентов, которые заставили некоторых историков задаться вопросом, не впал ли Смит в состояние шока.

В другом случае Смит приказал спустить спасательную шлюпку с шлюпочной палубы на прогулочную палубу, чтобы пассажирам было легче забраться внутрь. «Разве вы не забыли, сэр, что все эти стеклянные окна закрыты?» пассажир мягко напомнил ему. «Ей-богу, ты прав!» Смит ответил. Он, по-видимому, перепутал частично закрытую прогулочную палубу Титаника с полностью открытой палубой ее родственного корабля «Олимпик», которым он ранее командовал.

С этого момента деятельность Смита стала более размытой. Он не отказался от загадочного корабля, приказав экипажу по крайней мере одной спасательной шлюпки плыть к свету, высадить пассажиров и вернуться на Титаник для большего.

Смит также периодически связывался с радистами, пока около 2 часов ночи он не освободил их от дежурства и сказал им что могут попытаться спастись.

Внешне Смит, кажется, храбро держался, до последнего казался капитаном, по крайней мере, для большинства наблюдателей. «Я видел, как капитан Смит взволнован; пассажиры не заметили бы, но я заметил », - написала Мэй Слоун, выжившая стюардесса Титаника, вскоре после катастрофы.

Множество смертей капитана Смита

В 2:20 последняя часть «Титаника» исчезла между волнами. Последние моменты Смита окончательно не известны, отчеты сильно различаются.

В некоторых ранних газетных сообщениях, якобы подтвержденных очевидцами, говорится, что он застрелился из пистолета, хотя немногие историки доверяют им. Выживший радист Гарольд Брайд, более надежный свидетель, сказал, что видел, как Смит «нырнул с моста в море». Другие говорили, что его унесло волной или - будучи унесенным - поплыл обратно к Титанику, чтобы встретить свой конец.

Несколько свидетелей утверждали, что видели его в воде. В рассказе, приписываемом пожарному «Титаника» Гарри Старшему, Смит спрыгнул с корабля с «младенцем, нежно сжимаемым в его руках», доплыл до ближайшей спасательной шлюпки, передал ребенка и поплыл обратно к «Титанику», сказав: "Я пойду за корабль."

Третьи полагали, что он добрался до перевернутой спасательной шлюпки, но потерял хватку, возможно, когда одна из огромных труб Титаника рухнула в воду неподалеку.

Винтажная открытка In Memoriam с изображением Титаника, затонувшего после столкновения с айсбергом во время ее первого рейса из Саутгемптона в Нью-Йорк 14 апреля 1912 года, в память о капитане Эдварде Смите и храбрых музыкантах оркестра, опубликованная в Redruth, c. Май 1912 г.
Винтажная открытка In Memoriam с изображением Титаника, затонувшего после столкновения с айсбергом во время ее первого рейса из Саутгемптона в Нью-Йорк 14 апреля 1912 года, в память о капитане Эдварде Смите и храбрых музыкантах оркестра, опубликованная в Redruth, c. Май 1912 г.

Но действительно ли он умер?

Еще более странным является несколько широко разрекламированных сообщений о том, что он вовсе не умер. Например, через три месяца после катастрофы на Титанике, в июле 1912 года, человек из Балтимора по имени Питер Прайл сообщил, что видел Смита на улицах этого города. Прайл был не чудаком, а был очень уважаемым местным бизнесменом, который утверждал, что был офицером на борту лайнера «Уайт Стар» «Маджестик» около 30 лет назад, когда его капитаном был Смит. Кроме того, врач Прайла засвидетельствовал, что он был «абсолютно вменяемым и не склонен к галлюцинациям».

Фактически, Прайл сказал, что видел Смита дважды, один раз в среду и еще раз в следующую субботу, когда он возвращался на то же место, чтобы найти его. После часа ожидания он сказал, что увидел приближающегося Смита, подошел к нему и спросил, как у нас дела. "Хорошо, Прайл, - якобы ответил мужчина, - но, пожалуйста, не задерживайте меня. Я в командировке."

Прайл сказал, что он следил за Смитом до железнодорожного вокзала. Он сообщил, что прямо перед тем, как сесть на поезд, идущий в Вашингтон, мужчина улыбнулся ему и сказал: «Будьте здоровы, товарищ, пока мы не встретимся снова».

«Нет никакой возможности ошибиться». Об этом сообщил Прайл репортеру. «Я бы узнал его даже без бороды».

Смит снова оказался в новостях в 1940 году, когда в журнале Life ("Жизнь") было опубликовано письмо, в котором говорилось, что капитан закончил свои дни в качестве пожилого изгоя в Лиме, ​​штат Огайо, известного как «Тихий Смит». Среди доказательств: этот человек прибыл в город через три года после катастрофы на Титанике, называл свое имя только Смит, был примерно его возраста и роста и имел татуировки, типичные для моряков. "Жизнь", правда, не знала, что сразу после смерти этого Смита в 1915 году, Lima News опознали этого человека как некого Майкла Маккенну.

Приговор капитану Смиту

Сразу после катастрофы газеты называли Смита героем, храбрым капитаном, который погиб вместе со своим кораблем. В качестве злодея был избран - Дж. Брюс Исмей, председатель White Star, который сам сел в спасательную шлюпку, и тем самым остался в живых. Он был обвинен в оказании давления на Смита, чтобы тот поддерживал безрассудную скорость.

В ходе последовавших затем расследований в Великобритании и США вырисовалась более сложная картина. Смита обвинили в игнорировании предупреждений о ледовой обстановке с других судов и в том, что он не смог снизить скорость судна в соответствии с текущими условиями. Британское расследование, по сути, оправдало его, заявив, что он не сделал того, чего бы не сделали другие капитаны. Американское расследование было лишь немного более суровым. Сенатор от штата Мичиган Уильям Олден Смит, который возглавлял следственный комитет Сената, заявил, что «безразличие капитана Смита к опасности было одной из прямых и способствующих причин этой ненужной трагедии».

Но сенатор также воздал ему должное за его «мужественное поведение и нежную заботу о безопасности женщин и маленьких детей», а также за его «готовность умереть».

Понравилась статья ? - пишем комментарии, ставим лайки и подписываемся.