Найти в Дзене
Горячий модернизм

Слишком модернистский город на Балканах с парящим вокзалом

Оглавление

Скопье, а это вообще где? Я тоже не знал, но это нормально. Столица Македонии – это между Сербией и Грецией, какие-то задворки Европы для многих, небогатая страна и не ЕС. Официально здесь туристов из России единицы, хотя и действует безвиз.

Но меня поразило не это. В 60-е это Скопье – самый футуристический градостроительный проект: так никто еще не строил, а в социалистическую Югославию приехал капиталистический японский архитектор.

Простите, а почему именно в Скопье?

До 1963 года Скопье выглядел довольно мило. Посреди гор Балканского полуострова, невысокие дома, минареты, немного ар-нуво.

Счастливая и спокойная жизнь закончилась 26 июля 1963 года в 5:17 утра. Это было землетрясение. Люди спали, и многие погибли под завалами в кроватях. Больше тысячи человек, разрушено каждое третье здание.

Раньше землетрясений здесь не бывало. Разве что веков пять назад. Поэтому здания рухнули, быстрее всего кирпичные. Со всего мира приехали разгребать завалы. Советский Союз тоже не остался в стороне и помог ребятам из соцлагеря, хотя теплой дружбы с Югославией тогда не было. Город выглядел хуже, чем после войны.

Очень странный модернизм выбирали на конкурсе

Строительство нового города тоже стало интернациональным. Вопрос курировала ООН, поэтому приглашены были западные архитекторы. Надо сказать, что Югославия хоть и была социалистической, но иметь дела с капиталистами не чуралась.

Все проекты оказались невероятно современными. Модернизм в 60-е – ведущее направление. После второй мировой его легкие формы стали символом нового мира. Ни у кого не был сомнений – таким должен быть новый Скопье.

На международный конкурс представили 8 проектов. Вот некоторые из них:

Морис Ротиваль, США

Он знал самого Ле Корбюзье, и его принципы очень любил. Хотя его проект мало чем напоминает великого французского архитектора. В центре города Ротиваль задумывает огромную пирамиду. Это такой деловой центр. Сам город должен быть удобен для автомобилей – поэтому будет много парковок. А для пешеходов эскалаторные галереи и канатная дорога.

Радован Мишчевик и Федор Венцлер, Югославия

Югославский проект довольно простой. Больше зелени вдоль реки, много пешеходных мостов через реку Вардар. В итоге к реальности близко. За это проект очень полюбило жюри.

Славко Брезовски, Скопье

Центр торговли здесь тоже уже запланирован
Центр торговли здесь тоже уже запланирован

Да, местных тоже допустили к конкурсу, но от реальности Брезовски совсем оторвался. Посреди города появляется широкий бульвар, а на него нанизаны максимально симметрично небоскребы и парк.

В конкурсе участвовали Италия, Нидерланды и всякая Югославия. Остальные проекты можно посмотреть здесь

Кто в итоге победил? Победила дружба и Кензо Танге. Официально команда из Японии и Югославии (Загреб) получают первый приз и вместе делают девятый проект мастер-плана Скопье. Но в историю больше войдет Кензо Танге. И вот почему.

Кензо Танге – странный и красивый победитель

До Скопье у японского архитектора уже есть опыт и узнаваемый стиль. Многое он перенес и в свой македонский проект. И это удивительно, как без всяких адаптаций его архитектура оказалась на другом континенте.

Кензо Танге на фоне своего творения
Кензо Танге на фоне своего творения

Он строит объекты для Олимпиады в Токио и постепенно становится легендой мировой архитектуры. Его здания выглядят очень футуристично.

И что же он предложил удивительного для Скопье? Танге делает центром вокзал. Или как это называется "Транспортниот центар". Его сложно назвать зданием, потому что это больше эстакада. На высоте 10, 5 метров находятся ж/д пути и платформы. Здание будто возносится над городом, и с платформы открывается невероятный вид на город.

Пути поднимаются не просто так. Кензо Танге разделяет пешеходов и автомобили. Весь транспорт, в том числе и автостанция находятся на уровне земли, а пешеходы двигаются на уровне платформ по бульвару над автомобильными хайвэями. Популярная идея города для автомобилей, но с человеческим лицом.

Вдоль этого бульвара – здания, с треугольными и круглыми формами. Это его любимые формы. Наконец окружает город стена из модернистских многоэтажек. Они повторяют контур реальной исторической стены, окружавшей Скопье.

Но Югославия оказалась не готова к таким мегапроектам. Поэтому сошлись на более простых решениях. Из всего запланированного построена ж/д станция. Танге построил здание нацбанка и все, а городскую стены сделали попроще уже югославские архитекторы.

Про модернистскую историю Скопье я узнал из хорватского документального фильма "BETONSKI SPAVAČI: Grad koji je bio premoderan". Это переводится как "город, который был слишком современный". Возможно, это и погубило прогрессивный проект японского архитектора. Он не угадал время, а может и место. Все же на Балканах преобладает дух разгильдяйства.

Такого города, как хотел Танге, не получилось, но местные архитекторы смогли создать свой стиль модернизма. И построили в Скопье много уникальных зданий. Сейчас их уродуют евроремонтом и фасадами "под старину". Но об этом уже в следующий раз.

Если вам понравилось, дайте знать. Я очень хочу поделиться своими знаниями о модернистской архитектуре. Вот вам мои фотографии из Скопье

___

___

___

Пишите мне в инстаграме или здесь. Спасибо!