В третьей части цикла «Рязанский провинциальный модерн» мы поговорим об усадьбах и особняках эпохи модерна в Рязани начала XX века.
Усадьба — Особняк. В чем разница?
Для теории архитектуры это два совершенно разных понятия, в которых мы попытаемся разобраться.
Городская уса́дьба — это, комплекс жилых, хозяйственных и иных построек, составляющих единое целое.
Особняк — большой, отдельно стоящий частный дом, предназанченный для почтоянного проживания В отличие от загородной виллы, особняк рассчитан на постоянное обитание.
Мы видим, что разница в основном заключена только в конфигурации зданий.
Так же стоит сказать, что полноценные городские особняки стали активно появляться вместе с проникновением модерна. Ранее считалось правильным иметь большие дворцовые территории, усадебный дом с четырьмя или осьми колоннамми, стоящими под неизбежным греческим фронтоном, с внутренним двором, хозяйственными постройками и флигелями. Такие усадьбы были очень лаконично вписаны в ландшафт, но в отдельных местах грешили нелогичной и противоестественной планировкой.
Особняки же, напротив, были комфртным и лакончиным решением для своего времени. В городах, где к концу/середине XIX века сформировалась полноценная городская застройка, они позволяли создать объект, для постоянного проживания, имеющий удобную планировку и коммуникации.
О разнице этих понятий поговорим на примере двух Рязанских зданий: Усадьбе Петра Лебедева и особняке А. Д. Чистова.
Особняк А. Д. Чистова
Особняк адвоката Александра Дмитриевича Чистова является одним из лучших образцов модерновской архитектуры в Рязани. Он был построен в начале XX в. на участке, который принадлежал купцу Ларионову. Очень необычное для Рязани здание расположилось на одной из главных улиц города — Астраханской.
Само здание было спроектировано согласно лучшим традициям и принципам эпохи модерна — выразительно плывущий фасад, ассиметрия, подковообразные окна, фигурные решетки.
Но это еще не все. На примере этого здания можно говорить еще об одной отличительной черте, которую со временем взял себе модерн. Черта эта заключается в формировании внешнего вида здания исходя из внутренней планировки. Фасад формируется из нескольких независимых частей. Сначала — планировка помещений, потом фасад; изнутри — наружу.
О чем это может говорить? Об изменении приоритетов. Появилась потребность в удобстве помещений, а не в ровном, едином фасаде.
На примере особняка Чистова это явно видно. Здесь фасад сложен из нескольких составных частей.
В цетре мы имеем объем в три окна, справа к нему привыкает еще один объем, но как-то поодаль, а спереди под одной большой перемычкой выставляеся за линию еще один. Слева к этому «конструктору» примыкает объем узкой, непропорционально высокой лестничной клетки, которая своей высотой замыкает фасад.
Даже в наши дни, когда участок улицы от Газетного переулка до ул. Вознесенской обзавелся разношерстынми постройками советского периода и зданиями, возведенными в 90-х — 2000-х гг. небольшой особняк выгодно выделяется среди своих моложавых соседей.
Усадьба П. Ф. Лебедева
Одно из главных архитектурных украшений нашего города, изящный фасад усадьбы Лебедева, располагающийся по адресу улица Полонского д 13.
Здание построено в 1905 году купцом Петром Федоровичем Лебедевым на месте сгоревшего деревянного доходного дома. О первоначальной конфигурации напоминает лишь жилой деревянный флигель находящийся на заднем дворе.
Каменное главное здание весьма спорный объект. Здесь в причудливой комбинации намешаны сразу несколько стилей. Просматриваются следы эклектики, готики и модерна. Чего уж там говорить, сам проект подсмотрен у передового архитектора Льва Кекушева, строившего в Москве особняки в модном тогда стиле модерн. Оттуда были переняты основная структура фасада и частично декор.
Кстати, отличительной чертой московского архитектора Кекушева, являлись символы львов на постройках. Таким образом он подписывал свои работы. Например, в своем собственном особняке он поместил скульптуру льва на фасад. Эта отличительная черта была также перенята нашим рязанским купцом. На фасадах можно разглядеть его инициалы.
Трехэтажный объем здания имеет характерную ассиметрию фасада с доминирующей лестничной башней. Фасад украшен рустом, карниз поддерживают маскароны. На левом фланге размещается изящный круглый оконный проем с грибовидной консолью. Над оконными проемами 2-го этажа размещаются инициалы владельца — «PL».
Но вскоре после окончания строительства усадьбу занял хирург доктор медицины Василий Васильевич Правдолюбов. Со временем усадьба была куплена врачем Сергеем Ивановичем Виноградовым. Именно он стал последним владельцем этого здания. Долгое время здание было приспособлено до станцию скорой помощи.
В пятидесятые годы, усадьба Лебедева обзавелась пристрокой по южной стороне вдоль улицы.
Сегодня в доме располагается физиологический корпус РязГМУ им. И. П. Павлова.