Найти в Дзене
Little Manager's Diary

Империя наносит ответный удар, или кризис киноиндустрии

Оглавление

Этот год стал одним из самых шоковых для киноделов со всего мира. С конца марта нам "запретили" ходить в кино. "Пойдем в кино", наверное, одно из самых банальных, но практически всегда работающих предложений для свиданий или встреч с друзьями. Для меня поход в кино еще и возможность полностью насладиться задумкой авторов в отрыве от происходящего вокруг (я тот еще любитель перематывать, откровенно говоря).

Когда открыли кинотеатры, я сначала очень обрадовалась - даже пару раз сходила. А потом снова начала появляться информация об увеличении числа заражений и как-то желание начало пропадать. Но речь даже не обо мне, а о том, как мои потребительские привычки стали прямым отражением сложившейся новой конъюктуры этого шокированного рынка. Вспомним, что происходило "по часам".

Photo by Sergio Locatelli on Unsplash
Photo by Sergio Locatelli on Unsplash

9:00 Проснуться в параллельной реальности

А проснулись мы в мире без оффлайн-кинотеатров и перспективы громких премьер на ближайшие несколько месяцев. Такого удара кинотеатры не испытывали никогда в новейшей истории. Рынок был вынужден перестраиваться под "домашнее потребление".

В апреле всевозможные онлайн-кинотеатры, пожалуй, выглядели самой интересной сферой вложения. Оставшись дома, люди начали сильно больше времени тратить на просмотр контента, а аудитория некоторых платформ одномоментно выросла практически в полтора раза (Кинопоиск HD +50%, Okko + 30%, Megogo +27%). Даже контент изменялся по мере проведения времени дома: с начала кризиса "обобщенные мы" гордо прошли путь от триллеров до вялотекущих мелодрам.

12:00 Ланч с сериалами

Однако все выглядело не так радужно и для онлайн-кинотеатров. Без нового контента, они были бы никому не нужны. И тут пошла череда сериалов в модном нынче скрин-лайф формате (запись видео-конференции и экранов телефонов, компьютеров и т.п.), но и эта пилюля оказалась не долгосрочного действия. Пользователи хотели видеть что-то отдаленное от проблем дня сегодняшнего с видео-конференциями и удаленкой.

В срочном порядке начали договариваться с прокатчиками и выкладывать премьеры онлайн - чуть ли не единственный шанс в краткосрочной перспективе хоть немного подзаработать. Такое отважное решение можно довольно легко связать с необходимостью студиям организовать хоть какой-то cash flow для выплат операционных расходов.

В этом смысле невероятно повезло еще и тем сервисам, которые незадолго до пандемии начали вкладываться в разработку своих проектов. Вспомним, например, тот же КиноПоиск с "Последним министром" или Netflix, который изначально строился по этой логике. В неожиданно серьезной конкуренции нужно было удивлять.

15:00 Сходить в кино на Нолана

И вот открылись кинотеатры. Единственная громкая премьера этого года была связана с именем одного из самых востребованных режиссеров последнего десятилетия. "Довод" Кристофера Нолана единственный крупнобюджетный фильм, который вышел после введения ограничений. Из-за проблем с ограничениями, общей паникой населения, Довод до сих пор идет в кино и только к этому моменту можно говорить о том, что он окупился. Напомню, что премьера состоялась в конце августа, а сегодня 2 декабря.

И, пожалуй, это все, на что стоило идти в кино в этом году.

Разбавим череду событий парой важных уточнений:

  • Для того, чтобы кинотеатр был безубыточным - средняя ежегодная наполняемость зала должна быть на уровне 15-17% при условии нулевой заполняемости в дневное будничное время и 100% заполняемости вечером и на выходных;
  • Разрешенная максимальная заполняемость залов до ноября - 50%; разрешенная заполняемость по новым требованиям до конца года - 25%, то есть выручка при всех равных не сможет преодолеть точку безубыточности, а среднегодовая заполняемость будет менее 10%.

18:00 Укрыться пледиком и посмотреть Netflix

А затем тренд на отмены и переносы только усилился после не самого удачного выступления потенциально очень кассового фильма. Вы можете вспомнить, сколько премьер вы ждали в этом году? А я могу, вот парочка для примера: "Не время умирать" (Бонд, Джеймс Бонд), "King's Man: Начало", "Черная вдова".

Радует одно, что замороженные проекты начали постепенно размораживать несколько позже. Мы все научились жить в рамках ограничений, в том числе и киноделы. Съемочные группы уже знают, как обеспечить безопасность, а мы уже изголодались по качественным дорогостоящим блокбастерам и проектам. Только вот вопрос - "пойдем в кино" или "укроемся пледиком и посмотрим кино"?

21:00 Составить план на завтра

И вот сидим мы в декабре, смотрим на то, как после остановки студии возобновили производство фильмов и сериалов, и к чему это все приведет?

Я не думаю, что в ближайшие полгода студии смогут рассчитывать на крупные кассы. Более того, не смогут они рассчитывать на такие же сборы, как перед пандемией, еще и потому что рынок оффлайн проката ждет серьезная чистка. Как мы помним, не все владельцы кинотеатров имеют возможность на год лишиться выручки и при этом выжить.

Но даже новогодние каникулы в этом году не смогут обеспечить кинотеатры той выручкой, на которую они бы рассчитывали в обычное время. Тем не менее, пара интересных релизов все же будет: Чудо-женщина: 1984 и хорошо зарекомендовавший себя у российского зрителя по первой части сиквел Последнего богатыря.

Я искренне люблю кино, но пока что не вижу сценариев для быстрого восстановления отрасли. Самый большой вызов, который стоит перед индустрией - вернуть свою аудиторию, переработав зрительские привычки, над которыми вот уже 8 месяцев трудится весь мир, поощряя домашнее времяпрепровождение.

С наилучшими пожеланиями,
Ваш "маленький" менеджер.